ОДКБ не станет защищать Армению в случае войны с Азербайджаном, в ситуацию вмешается Россия. Такое мнение высказал военный эксперт Павел Фельгенгауэр, комментируя турецко-азербайджанские учения.
Ввод в Азербайджан турецкой армии под предлогом учений — серьезная эскалация ситуации в Закавказье, говорит военный эксперт Павел Фельгенгауэр.
Турция фактически ввела войска на территорию Нахичеванской автономной республики — это эксклав Азербайджана, который от основной территории страны отделяют Армения и непризнанный Нагорный Карабах. Официально это сделано под предлогом совместных турецко-азербайджанских военных учений, который начались 29 июля.
Однако учитывая, что эти маневры пройдут в момент обострения армяно-азербайджанского конфликта, что Турция в нем традиционно на стороне Азербайджана, а Ереван — член Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), основным звеном которой является Россия, уже звучат опасения, что все это может закончится очередным, на этот раз гораздо более масштабным, российско-турецким столкновением.
— На ваш взгляд, проведение в нынешней накаленной обстановке совместных военных учений турецкой и азербайджанской армий на территории Нахичевани, это демонстрация моральной поддержки Баку в армяно-азербайджанском конфликте или президент Турции Реджеп Эрдоган всерьез готов выступить в нем на стороне Баку?
— Ничего себе моральная поддержка! И Эрдоган, и его министр обороны говорят о том, что будут драться на стороне Азербайджана, если что. Таким образом они обозначают свою позицию, которая, впрочем, всегда была такой. Тут возникает ряд проблем, в том числе, касающихся статуса Нахичевани, обозначенного Московским договором 1921 года между Турецкой республикой и Советской Россией. Сейчас турки говорят, что если у Азербайджана начнутся проблемы, то они могут вмешаться и это вмешательство может быть очень серьезным.
— Что в случае такого вмешательства Турции будет делать Россия?
— Конечно, такое развитие событий грозит войной с Москвой — в этом случае Россия будет защищать Армению от турок. Для этого в Гюмри и находится наша военная база.
— Да, ведь если Москва в подобном случае не будет защищать Армению, то тогда встает вопрос, а зачем вообще существует ОДКБ, членом которого является, в том числе, и Ереван…
— Нет, речь идет не конкретно об ОДКБ — это все фикция, потому что ни Киргизия, ни Казахстан, ни Таджикистан или Белоруссия, входящие в эту организацию, воевать в Закавказье не будут ни при каких обстоятельствах. ОДКБ — это ведь не НАТО, где даже Черногория посылала несколько своих солдат на последние большие учения Альянса Trident Juncture («Единый трезубец»). Белорусская конституция, например, запрещает воевать армии этой страны за пределами ее территории. Среднеазиатские республики, состоящие в ОДКБ, тоже не собираются воевать в Закавказье. Иначе говоря, это дело касается только Армении и России, а другие участники ОДКБ в случае чего будут оказывать им главным образом моральную поддержку.
При этом российские войска, которые находятся в Армении, не совсем российские — процентов на 90 по личному составу они армянские. Старая имперская традиция — нанимать для службы местных. Это просто дешевле выходит, чем возить самолетами из России контрактников.
В любом случае, там всего одна мотострелковая бригада, около четырех тысяч человек. Помимо этого, там есть еще наш авиационный отряд с МиГ-29, зенитно-ракетные комплексы. Но в целом это достаточно символическая боевая сила по сравнению с находящейся на другой стороне границы 3-й полевой армией Турции.
Возможности усиления нашей группировки там достаточно ограничены, потому что в случае чего придется пробиваться через Грузию. А грузины могут не пустить, и тогда придется с боями проходить их территорию… Можно, конечно, подвозить подкрепления по воздуху. Но воздушным путем танковые и мотострелковые бригады перебрасывать сложно. Кроме того, у турок тоже очень мощная современная авиация.
В общем, при развертывании там военных действий, турки снесут и армянские, и российские силы, находящиеся в Армении. Но это будет означать войну с Россией, которая в таких условиях может прибегнуть к силам ядерного сдерживания — в соответствии с нашей оборонной доктриной.
— Пойдет ли Москва на такой рискованный шаг?
— Может и пойти. Нанесет, например, демонстрационный удар по горной местности, где никого нет, или по какой-нибудь базе в Анатолии, чтобы показать, что мы к этому готовы. Но, с другой стороны, это уже будет война со всем НАТО.
Ситуация достаточно серьезная, и обостриться она может в один момент. Переход турецко-азербайджанской границы турецкими войсками для участия в этих маневрах — это очень серьезная эскалация, которая в худшем варианте потенциально в довольно сжатые сроки может привести к ядерной войне. Впрочем, если полномасштабной войны между Азербайджаном и Арменией не случится, то и Турция в нее вмешиваться не будет. Всегда можно отыграть назад.