Пропаганда – движущая сила политики, и неслучайно, что внутриполитическая борьба разворачивается, в первую очередь, именно в пропагандистском поле. Причем в борьбе этой, как в любой войне, есть рядовые солдаты, есть генералы, есть наемники, есть шпионы, есть современные технологии, есть опытные и неопытные, и прочее.
Конечно, для победы в пропагандистской войне тоже нужны те же три фактора, что и в обычной войне: как говорил Наполеон, это деньги, много денег и еще больше денег. Однако влияние финансовых ресурсов сложнее, чем может показаться с первого взгляда.
Приведем конкретный пример. Оппозиционные средства пропаганды укореняют в общественном сознании стереотип, что новые власти, за исключением пары-тройки человек, сформированы из неопытной молодежи, а вот бывшие были суперспециалистами в своей области, каждый из них – титан мысли, и государство сильно пострадает из-за отказа от их услуг. Дошло до того, что даже личности, отличившиеся шортами цветов триколора и получившие благодаря этому при Серже Саркисяне высокие государственные должности, представляются как исключительные профессионалы, в сравнении с которыми нынешние чиновники – просто дилетанты. Уж не говоря о Роберте Кочаряне и Серже Саркисяне, назначение которых на высокие должности в Армении в свое время стало шоком для большей части общества.
А как случается, что со временем эти люди становятся «титанами мысли»? Объясним на примере героев арцахской войны. В обществе бытует ошибочное представление, что герои арцахской войны в дальнейшем не выдержали испытания победой, решили, что им все можно, принялись грабить страну и накопили баснословные богатства. На самом деле все не совсем так: последовательность была другой. Эти люди не были героями, которые в дальнейшем разбогатели: они поначалу разбогатели, а потом, используя свои богатства, задним числом сотворили себе героическое прошлое (понятно, что с помощью средств пропаганды). А те, кто действительно были героями арцахской войны, но в дальнейшем им не хватило сноровки «капитализировать это», сегодня забыты, даже их имен никто не знает.
Тот же механизм действовал и на политической арене. Роберт Кочарян и Серж Саркисян были не искусными и мудрыми политическими деятелями, которые добились власти благодаря этим своим качествам и только после этого, используя власть, накопили баснословные богатства, а захватили власть путем переворота, разбогатели, взяли под контроль все важнейшие отрасли, и только после этого задним числом принялись представлять себя обществу как столпы политической мысли (у Кочаряна, к слову, особых амбиций с этой точки зрения и не было, он себя не считал «читающим книги», а вот Сержа Саркисяна сравнивали даже с Бисмарком, Черчиллем и Шарлем де Голлем). И это в том случае, когда до их прихода власти в Армении были десятки более мудрых и опытных деятелей. Просто им «не пришло в голову» разграбить страну, создать десятки СМИ и рекламировать себя.
Представьте такую ситуацию. В результате многолетней власти каких-то людей стран оказывается в бедственном положении, экономика разрушается, 15 процентов населения эмигрирует, выборы фальсифицируются, повсеместная коррупция душит страну, и в результате народ просто прогоняет их. Осмелятся ли эти люди всего лишь через год показаться на глаза этому народу? Конечно, не осмелятся. А теперь представьте: эти люди параллельно накопили баснословное богатство и на мизерную часть этого богатства накупили себе средств массовой информации. Согласитесь, это меняет дело.
В Армении сегодня все именно так и происходит. Просто общество должно понять, что борьба против него ведется на украденные у него же деньги. И борются те, кто стал «титанами мысли» в результате пропаганды, осуществляемой за деньги, украденные у общества.
«Айкакан жаманак»