Главный редактор телепередачи «Кто хочет стать миллионером?» Илья Бер заявил, что магистр «Что? Где? Когда?» Александр Друзь пытался подкупить его. По его словам, знаток хотел заранее получить все вопросы и ответы на них, чтобы выиграть максимальный приз во время викторины.
Об этом Бер рассказал в сообществе RU_CHGK в «Живом Журнале».
По словам Бера, Друзь связался с ним перед записью телепередачи в ноябре 2018 года. Он должен был принять участие в программе вместе с другим знатоком Виктором Сидневым.
Магистр намекнул, что хочет выиграть главный приз — три миллиона рублей, и заметил, что готов поделиться с Бером. Позднее главный редактор передачи попросил Друзя позвонить ему в Skype и записал все его требования на диктофон.
Запись игры состоялась в прошлом ноябре, в эфир она вышла в декабре. Друзь играл вместе со знатоком Виктором Сидневым. Они дошли до последнего, 15-го вопроса, но ответили на него неправильно и получили 200 тысяч рублей — несгораемую сумму после 11-го вопроса. В случае правильного ответа на последний вопрос игроки получили бы три миллиона рублей.
Бер утверждает, что дал Друзю все ответы, но в итоге самые сложные последние пять вопросов специально были заменены. В подтверждение своих слов Бер опубликовал записи разговоров предположительно с Друзем. Сам Друзь никаких комментариев пока не дал.
В связи с произошедшим Бер обратился в международную ассоциацию клубов (МАК) «Что? Где? Когда?» с просьбой дисквалифицировать Друзя как игрока в спортивное ЧГК, а также организатора турниров и функционера МАК. «Я не уверен, что Друзь прямо нарушил какую-то из статей УК РФ. Но это не важно. Я не хочу его посадить или что-то такое, тем более не забывайте, что мы в России», — объяснил Бер свой отказ подавать заявление в Следственный комитет.
Сиднев, считает Бер, в сговоре скорее всего не участвовал: «Исходя из всего, что я о нём знаю, из поведения Друзя и из поведения самого Сиднева на игре, я с вероятностью 99,99% уверен, что он ничего не знал, и Друзь собирался делиться со мной только своей «долей».
Как многие из вас знают, я уже 10 лет работаю главным редактором телепередачи «Кто хочет стать миллионером». Когда мы с редакторской группой приходили в программу, у нас была принципиальная договорённость с Константином Эрнстом и руководителем «Красного квадрата» Ильёй Кривицким, что игроки, какими бы звёздными, важными и крутыми они ни были, не должны заранее знать вопросы и ответы.
С тех пор этот принцип ни разу не был нарушен. Больше того, с предложением «сдать» вопросы и поделиться потом деньгами ко мне никто из игроков, слава богу, ни разу не приходил. Вплоть до ноября прошлого года, когда ко мне обратился Александр Друзь с предложением помочь ему выиграть 3 миллиона рублей. <…>
Краткое содержание. За три дня до съёмок в завершении телефонного разговора про дела МАКа Друзь мне сказал, что мы скоро увидимся. Я спросил, где? Он ответил, что на съёмках КХСМ, после чего сделал такой намёк, что, пора бы ему выиграть три миллиона, и их часть мне можно как-то и поиметь. Он сказал не такими словами, но намёк был вполне прозрачен. <…>
Вкратце, что происходило перед съёмками. Я сделал всё, как и запланировал: позвонил Друзю в день съёмок, прочитал ему под запись вопросы и ответы. К сожалению, делать это было неудобно, пришлось искать дальний угол, ставить разговор на громкую связь, записывать со второго устройства. Так что качество этих записей (Записи № 3 и № 4) не самое лучшее, однако голос Друзя вполне слышен и там.
На самих съёмках всё произошло почти так, как я ожидал. Не так было то, что игроки реально чуть было не выиграли 3 миллиона, причём в основном стараниями Сиднева. Но с 6 по 9 вопрос они играли на известных Друзю вопросах. И это свершившийся факт. С одной стороны, получилось, что я сдал пусть и не решающие, но реальные игровые вопросы игроку, и он на них сыграл, это плохо. <…>
— Алло, Алло, Алло.
— Да, Илюша, я весь ухо.
— Александр Абрамович, здравствуйте.
— Да.
— Я чего хочу спросить.
— (перебивает) Спроси, чего хочешь.
— Вы в нашем последнем разговоре чего-то сказали про полтора миллиона. Я вам ничего не ответил. Это шутка была такая?
— Нет, ну, как. Шутка-не-шутка, но можно рассмотреть вариант.
— Ну, в принципе, сейчас время-то тяжёлое…
— Я понимаю. Ну, понятно, просто полтора лимона — это моя доля, да? А дальше, ну, можем смотреть.
— Ну, а как, хорошо, вы же с Сидневым играете. Как вы будете?
— Да, я с Сидневым и играю. Ну, смотри. Если мы до трёх дошли, то это по полтора на рыло. Я могу с ним поговорить, чтобы тоже так как-то это самое.
— Но Сиднев-то вряд ли согласится.
— Разберёмся. Раз-бе-рём-ся. Смотри. На что претендуем? Вот так. На троих?
— Ну, наверное, тогда. Вы в принципе с Сидневым достаточно мордатые, чтобы иметь право выиграть три миллиона в этой программе.
— Да, я тоже так думаю. Я тоже так думаю. Ну, хорошо, соответственно, ну, ты же понимаешь, минус 13 [процентов]
— Угу.
— То есть соответственно семьсот там, сколько там? Давай.
— То есть вы мне 700 тысяч готовы предложить, так?
— Нет, ну, я считаю, сколько это. Но 700 готов в любом случае. Но это больше получается, если на троих. Сейчас…
— Ну, там получится по 800 с лишним.
— Да, где-то так.
— Понятно. Ну, ладно, и тогда чего? Тогда я видимо в какой-то момент по телефону просто вам сообщаю ответы? Потому что ну, палевно куда-то посылать, я не хочу.
— Нет, ну, а как ты мне сообщаешь?
— Ну, как, говорю — будет такой вопрос, такой ответ. А как ещё?
— А, хорошо. Но мы в 15.30 начинаем.
— Ну, я понимаю. Соответственно я, когда выберу стек, а выберу я его завтра, соответственно я перед первой съёмкой или после первой позвоню, скажу.
— Договорились, хорошо. Но я прилетаю в Москву в 13.
— Я понял. Ладно.
— Давай, давай.
— Ок, до свидания.
— Пока.
Главный редактор «Кто хочет стать миллионером?» обратился со всеми доказательствами в Комиссию по этике (возглавляемую Друзем) и правление Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?». Он попросил наказать знатока за жульничество.