Прошедшие внеочередные выборы в Национальное собрание Армении ничем не удивили. Расклад сил получился такой, какой все ожидали. Постреволюционная атмосфера в стране продиктовала свои условия. Более скучных выборов, по мнению многих наблюдателей, в Армении не было. Единственной интригой момента стал повторный арест второго президента Армении Роберта Кочаряна – скорее всего, не сам арест, а последовавшая за ней акция протеста его сторонников. Судя по количеству просмотров видеозаписей этой акции, интерес к ней был очень большим (хотя сама акция была малочисленной). Отзывы – в основном отрицательные.
Однако, если посмотреть на “дело Кочаряна” глубже, можно усмотреть в процессах, развернувшихся вокруг него, глубинный смысл. Мы имеем дело сразу с несколькими важными аспектами общественно-политической жизни общества. Во первых, будут ли способны “бывшие” бороться за свои права? И второе, способно ли общество Армении укоренить в стране систему правосудия? Как кажется, все достаточно сложно.
Обратимся к самой акции. Единственный оратор, он же, организатор акции, убеждал собравшихся в том, что уголовное дело против Кочаряна и его арест являются свидетельством того, что новые власти Армении занимаются преследованием своих противников из чувства мести. Более того, он заострил внимание исключительно на одном аспекте проблемы: происходит целенаправленная травля “героев войны”. Были проведены даже исторические параллели столетней давности. Оратор убеждал собравшихся в том, что судьба Кочаряна сравнима с судьбой уничтоженных большевиками руководителей первой армянской республики. То есть, пытался убедить всех в том, что в действиях новых властей Армении проявляются антинациональные и антигосударственные намерения.
Бытующие до сих пор аргументы защитников Кочаряна о “правовом произволе”, об “избирательном подходе к бывшим политическим деятелям”, о диктате исполнительной власти над правосудием”, как-то ушли в тень из аргументов участников акции. Возобладала концепция “целенаправленного подрыва устоев безопасности государства”. То есть, была поставлена задача недопущения самого факта судебного процесса против второго президента Армении. В чем они усмотрели эффективность такой концепции, трудно сказать. Но, появившиеся в среде протестующих и вступившие в полемику с ними сторонники нынешних властей очень быстро продемонстрировали убогость аргументов первых. Они, попросту убеждали всех, что никакие заслуги, даже героические, не могут быть оправданием совершенных тяжелых преступлений. А поскольку Кочарян обвиняется по делу “первого марта 2008 года”, никто не имеет права противодействовать правосудию.
Надо признать, что ситуация неоднозначная – любая аргументация повисает в воздухе. Аналогичные споры были недавно по делу “Сасна црер”. Опять же защитники последних выступали против суда над ними, ссылаясь на аргумент о героизме членов группы, с оружием в руках выступивших против режима. Подобная проблема проявила себя в Армении еще в 2000-ом году. Тогда был арестован бывший командующий Карабахской армии С.Бабаян. И тогда его сторонники представляли дело как “травлю героя”. Периодическое всплывание этой концепции в политической жизни страны связано с одним важнейшим обстоятельством: общество не доверяет системе правосудия. Соответственно, никакое решение суда не воспринимается как справедливое. И, зачастую, это позволяет попавшим в опалу деятелям мобилизовать значительные волны протеста против попыток проводить судебные процессы над ними. Правовая аргументация подменяется мифологией. Тем самым, система правосудия оказывается в тупике.
Не может быть правосудия, если нет широкого доверия общества к правосудию.
acnis.am