Посетить монастырь Дадиванк – значит открыть для себя сердце Кавказа. Об этом пишет журналист Симоне Дзопелларо, в статье в итальянском издании Treccani, по впечатлениям своей очередной поездки в Нагорный Карабах.
В статье говорится:
«На дороге, по которой едут в храм из Степанакерта, лежит заброшенный танк. Здесь сама война, кажется, на минуту умолкает.
Дадиванк покоряет своей погружённостью в полное безмолвие нетронутой природы. История монастыря восходит к первым векам христианства. Сейчас он находится в Нагорном Карабахе. Война тут остаётся застывшей. Словно по какому-то проклятию, что длится больше четверти века.
Ехать сюда по серпантину несколько часов. За два часа, что я тут провёл, я заметил только с десяток посетителей. И вдруг среди них я узнаю армянского епископа из Исфахана, где я жил год и преподавал в университете. Как будто вчера он подошёл и строго выговорил мне за то, что я сижу в церкви, закинув ногу на ногу. Сановитый, строгий, со звучным баритоном…
Дадиванк назван по имени Дади, ученика апостола Фаддея, который на заре христианства принёс сюда веру и здесь принял мученическую смерть. На его останках и покоится монастырь. Но свой нынешний вид он обрёл в XIII веке и соединил лучшее из армянского средневекового зодчества: крупные строения, сдержанность линий – в которых, однако, играют свет и тень, изящные хачкары, фрески большой выразительной силы. И, конечно, единство архитектуры и окружающего пейзажа.
Посетить Дадиванк – значит открыть для себя сердце Кавказа. Средоточие традиций, культурных и религиозных, хранившихся веками. И здесь же – средоточие бесконечных ран и войн. Мира здесь нет до сих пор».