Пока еще действующий председатель Национального Собрания Армении Галуст Саакян посчитал вероятны, что новым председателем парламента станет Карен Карапетян – брат владельца компании «Ташир Групп» Самвела Карапетяна, который из рейтинговых кандидатов РПА принес или получил наибольшее количество голосов. Карен Карапетян после парламентских выборов 2007 года занял должность руководителя парламентской фракции РПА. Ожидалось, что после президентских выборов 2008 года он займет должность премьер-министра, в связи с чем между Сержем Саргсяном и Самвелом Карапетяном были достигнуты «инвестиционные» договоренности. Однако премьер-министром был назначен Тигран Саргсян – тогдашний председатель Центробанка. Это назначение было неожиданным, неприемлемым для РПА назначением. Были сведения, что это назначение Т. Саргсяна было продиктовано со стороны международных финансовых структур, в которых Саргсяна знали с положительной стороны.
Ну а Серж Саргсян пошел на такой шаг, чтобы сохранить положительное отношение к себе со стороны международного сообщества, что было более чем важным в условиях почти тотального общественного недоверия после 1 Марта 2008 года. В то же время, не исключено, что Карен Карапетян и Самвел Карапетян в таких условиях отказались брать ответственность премьерской должности, прекрасно представляя как политические, так и экономические проблемы, которые ожидали Сержа Саргсяна, от которых тот в какой-то момент попытался бы избавиться – переложив все это именно на премьер-министра. Карен Карапетян спустя какое-то время стал главой аппарата Сержа Саргсяна, подав в отставку с этой должности осенью 2011 года, когда начался процесс диалога АНК-РПА или Тер-Петросян-Серж Саргсян. Насколько была его отставка связана с этим процессом, так и не стало ясно. Однако после этого Карен Карапетян, по сути, длительное время оставался в тени, а в 2012 году, конечно, вновь был избран депутатом. Он был сравнительно незаметен и тих до назначения Овика Абраамяна премьер-министром, после чего начал подвергать довольно жесткой критике действия правительства.
После отставки Овика Абраамяна роль Карапетянов, казалось бы, решительно возросла, а на должность премьера был назначен Карен Карапетян из «Газпрома», который имеет близкие отношения с Самвелом Карапетяном, а также является его бизнес-партнером. Таким образом, если Карен Карапетян будет премьер-министром, а Карен Карапетян из Ташира – председателем парламента, то получится, что на этих двух ключевых должностях не только тезки, но и представители одной команды. Это будет означать, что Карапетяны значительно расширяют свою территорию в политике, хотя, несомненно, в этом уже нет ничего удивительного, тем более, что об этих амбициях было заявлено еще в январе. Когда премьер-министр Карен Карапетян отправился в Москву со своим первым официальным визитом, несколько десятков армянских предпринимателей России во главе с Самвелом Карапетяном заявили об оказании инвестиционного содействия программам премьера. А уже за несколько дней до парламентских выборов 2 апреля они заявили о создании Инвестиционного клуба Армении. На этом фоне интересно вспомнить об инвестиционной договоренности между Сержем Саргсяном и Самвелом Карапетяном именно после 2008 года, взамен на что, согласно прессе, Карен Карапетян из Ташира должен был быть назначен премьер-министром. Возвращаются ли Серж Саргсян и Самвел Карапетян к «духу и букве» этой договоренности – уже взамен не на премьерскую должность, а должность председателя Национального Собрания? В конце концов, премьер-министр Карен Карапетян не имеет парламентской опоры, и в этом смысле для его деятельности очень важно наличие минимальных гарантий доверия в парламенте, что будет обеспечено под председательством Карена Карапетяна.
Конечно, трудно сказать, что именно является осью этой игры, тем более имея в виду то, что Серж Саргсян, мягко говоря, никоим образом не сообщает о намерении «сдать» должность премьера. Он постоянно обходит этот вопрос, не отрицая и не подтверждая, что может претендовать на премьерскую должность. Параллельно этому, возникает вопрос: а не для этого ли Самвел Карапетян желает должность председателя парламента для Карена Карапетяна – в качестве так сказать гарантии: если Серж Саргсян после 2018 года сам вступит в должность премьера, удалив Карена Карапетяна. Или же происходит попросту «бартер». Должность председателя парламента — это скорее символическая должность, так как решения, законы Национальное Собрание принимает голосованием большинства. Например, председателем парламента был Тигран Торосян, что вовсе не означало, что он имел влияние на большинство. С другой стороны, Карен Карапетян – это, конечно, не Тигран Торосян, как по своему политическому весу в системе, так и тем более с финансовым весом Самвела Карапетяна. Однако есть АРФД и блок «Царукян», которые наряду с сегментом парламентской фракции РПА, не находящимся под влиянием Карапетяна, по сути, могут составить теневое большинство.
Источник: 1in.am