Накануне помощник президента России Ушаков заявил, что Россия ожидает откровенного и серьезного разговора на встрече президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Армении Никола Пашиняна 8 сентября, так как накопилось много вопросов с обеих сторон. Ереван накануне официально заявил о рабочем визите Никола Пашиняна в Москву 8 сентября. Перед этим визитом о напряженности и кризисе в армяно-российских отношениях прозвучали самые разные суждения.
Заявление помощника президента РФ, по сути, явным образом свидетельствует о том, что ситуация, несомненно, необычная, и армяно-российские отношения в настоящее время находятся на некоем особенном этапе, когда Москва попросту открытым текстом говорит о своих надеждах на серьезный и откровенный разговор. Здесь, конечно, возможна относительная трактовка, потому что с одной стороны это означает констатацию некоторых действительно существующих проблем, с другой же стороны, однако, это также означает и констатацию того факта, что впредь армяно-российские отношения не напоминают монолог, и власти России в этом смысле действительно говорят об обсуждениях.
Дело в том, что до настоящего времени армяно-российские отношения, в сущности, выстраивались не столько на отсутствии вопросов, сколько на молчании в связи с этими вопросами. А это молчание в свою очередь обуславливалось тем, что армянская сторона предпочитала не создавать никаких проблем – хотя бы и ценой их нерешенности, только бы не было так сказать взаимно откровенных и серьезных разговоров. Новые власти Армении с самого начала заявили о намерении отказаться от такого стиля действий, что и привело не к новым армяно-российским проблемам, а всего лишь создало некую ситуацию, когда стороны перестали молчать о проблемах. И это уже, по сути, прогресс, насколько бы странным это ни звучало.
Это прогресс по той причине, что замалчивание проблем не может проистекать из чьих-либо интересов, поскольку они в этом случае могут еще больше усугубиться, а не разрешены сами собой. А тактика решения не озвучиваемых проблем сама по себе самообман – по той простой причине, что нет обоюдного признания этих проблем. То есть, если вопросы не озвучены, значит они двусторонне не признаны, иначе зачем их не поднимать, что этому может помешать? Следовательно, речь идет не о молчаливом решении, а о сокрытии.
Таким образом, армяно-российские отношения начинают очищаться от покровов, и заявление Ушакова, как бы странно это не прозвучало, свидетельство именно этого. Да, кажется, что из Кремля звучит строгий тон, о том, что ждут серьезного и откровенного разговора. Конечно, это уже третий и важный шаг, который должен сделать Ереван – после того, как проблемы будут озвучены. То есть, должны быть концептуальные представления об их решении, которые и будут представлены Москве и обсуждены. В обратном случае, конечно, можем говорить о новой проблеме, и проблеме глубинной. С этой точки зрения практически впервые армяно-российская встреча высокого уровня становится очень важной – в том плане, что она может заложить начало совершенно новой системе отношений.
Источник: 1in.am