Ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов в статье для телеграм-канала «Бунин» прокомментировал позицию Турции по Украине.
«Сегодня я еще раз подтвердил, что Турция всегда будет поддерживать независимость Украины. Крымские татары – это важный элемент связей между нашими странами. Мы продолжим считать нашими приоритетом защиту прав крымских татар, сохранение их национальной идентичности». С таким заявлением выступил турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган во время совместной конференции с украинским коллегой Владимиром Зеленским», — написал Маркедонов.
По его словам, с такой позицией представители официальной Анкары выступают не впервые. С марта 2014 года, когда Крым перешел под российскую юрисдикцию, и Эрдоган, и главы МИД Турецкой республики последовательны: они считают полуостров неотъемлемой частью Украины. Но августовское заявление Эрдогана прозвучало на фоне двух процессов. Первый — это, если не ухудшение отношений, то нарастание противоречий между Турцией с одной стороны, США ЕС и НАТО с другой. Недавно в парламенте Турции четыре основные партии опубликовали совместную декларацию, которая осуждает решение Евросоюза приостановить переговоры на высоком уровне с Анкарой. Причина — расхождения по Кипру. Второй — углубляющаяся кооперация РФ и Турции. Здесь эксперты и политики особо выделяют военно-технический аспект, поставку российских комплексов С-400. Страна НАТО готова принять вооружения из России!
«Означает ли заявление Эрдогана (и не само по себе, а в присутствии Владимира Зеленского) некий разворот в его внешней политике? Думается, такие выводы поспешны. Как поспешными были и некоторые прогнозы относительно «евразийского выбора» Анкары и отказа от натовского вектора», — написал Маркедонов.
Он напомнил, что известный турецкий эксперт Бюлент Араз, оценивая динамику российско-турецких отношений в постсоветский период, вывел удачную формулу — «соревновательное сотрудничество». У Москвы и Анкары имеются ряд общих точек. Они не заинтересованы в «интернационализации» Черноморского региона, под которым понимается одностороннее усиление позиций США. Не хотят они следовать и рекомендациям Запада по внутриполитическим сюжетам, вопрос суверенитета и для Турции, и для России чрезвычайно важен.
«Но дальше начинаются разногласия. Что называется от Сирии и Нагорного Карабаха до Крыма. Эти разночтения не носят, как говорили советские обществоведы, «антагонистического характера». Однако они время от времени способны привести к кризису в двусторонних отношениях, как это уже было осенью 2015 года. Следует принять, как аксиому тот факт, что одного жесткого риторического антиамериканизма для формирования стратегического альянса двух евразийских гигантов недостаточно», — написал Маркедонов.
Он отметил, что Анкара не может игнорировать общественные мнения внутри страны, тем паче, что значительное количество избирателей имеют крымско-татарское (по разным данным порядка четырех-пяти миллионов человек) или азербайджанское (около трех миллионов человек) происхождение. Разная «оптика» у России и Турции в Сирии. Если Москва заинтересована, прежде всего, в сокрушении джихадистов, то Анкара, которая также хочет этого, фокусирует внимание на недопущении создания курдской государственности.
«Понятное дело, заявление Эрдогана по Крыму будет использоваться в пиаровских целях теми, кто оппонирует Москве по данному вопросу. Но по факту оно не станет неким поворотным пунктом. Оно фиксирует то, что было и раньше — «соревновательное сотрудничество», — написал Маркедонов.