14 апреля в Цахкадзоре состоялось выездное заседание Исполнительного органа и Совета РПА. По предложению первого вице-председателя партии Карена Карапетяна, ИО РПА принял решение представить Совету РПА кандидатуру председателя партии Сержа Саргсяна на должность премьер-министра Армении. По итогам обсуждения Совет единогласно проголосовал за предложенную кандидатуру. 16 апреля парламентская фракция РПА официально представит кандидатуру Сержа Саргсяна на должность премьер-министра Республики Армения. Это лаконичное заявление распространила пресс-служба РПА – в то время, как сторонники Никола Пашиняна на площади Франции призывали совершить автопробег в Цахкадзор и окружить Сержа Саргсяна и верхушку РПА.
Вообще, складывается такое впечатление, словно мы имеем дело с двумя Армении, которые никак не могут встретиться лицом к лицу. Никол Пашинян с несколькими сотнями или тысячами сторонников парализовал центр Еревана, а власти с безмятежной последовательностью готовятся к заседанию парламента 17 апреля – к премьерству Сержа Саргсяна.
Действия РПА, конечно, по большому счету, вытекают из Конституции и зиждутся на политическом статусе-кво, являющемся результатом парламентских выборов. В этой плоскости, независимо от мотивов, власти, безусловно, в этот момент скорее отождествляются с политической, институциональной структурой. Повторяем – речь идет не о качестве власти, ее политическом содержании, а о ее поведении, действиях в конкретной ситуации.
Оппозиция в Армении безусловно имеет необходимость в «захвате» территории в Ереване, но речь не идет о захвате площади или здания Общественного радио, потому что все это – самоцельно, даже тупиково, когда выступающая против правления Сержа Саргсяна оппозиция, по сути, не имеет политического текста, мессиджа, повестки, которые для общества были бы востребованными и после 17 апреля, когда уже будут завершены выборы премьер-министра. Какую цель преследовал, например, «захват» здания Общественного радио, когда Никол Пашинян в любой момент делает свои слова услышанными для тысяч, десятков тысяч людей? Но еще большие проблемы создает содержание скудной повестки оппозиции, потому что фактор Сержа Саргсяна никто настолько не абсолютизировал, сколько вышедшие на улицу с повесткой «Отвергай Сержа!» оппозиционеры.
Имя Сержа Саргсяна – повсюду, он – единственный герой этой страны, потому что сегодня люди, формирующие власть или стремящиеся к ее свержению это имя с благоговением или сопровождая ругательствами произносят в Цахкадзоре или на улицах Еревана.
Задача властей проста, и даже не стоит к ней обращаться, потому что премьерство Сержа Саргсяна до 17 апреля может быть пресечено только в том случае, если такое желание возникнет у самого Сержа Саргсяна.
Еще тяжелее случай деятелей, имитирующих революцию на улице: ими руководят эмоции, хаотичные настроения, неопределенность, безнадежное стремление догнать год назад ушедший поезд, но не политика, и не рациональная повестка.
Оппозиции в первую очередь необходима политическая повестка, содержащая нечто новое, имеющая ресурс развития: в этом случае закрытые двери и площади для оппозиционеров откроются сами по себе. У оппозиции есть задача захватывать не площади и здания, а найти, захватить свое собственное место в новой среде институционального управления.
Оппозиции необходимы деятели, не громко и крепко обругивающие Сержа Саргсяна или кого-либо, а представляющие будущее Армении, образованные, широко мыслящие люди.
Власть в Армении – отстала и исчерпавшая себя система, но не настолько примитивна и автократична, чтобы развалиться под потоком ругательств или хаотичных действий несколько десятков тысяч человек. Сегодня площадь терпит провал, потому что не имеет оппозиционной концепции, гражданской позиции.
В этом контексте избрание Сержа Саргсяна предопределено, даже если оппозиционеры, под молчаливым взором полиции, «захватят» еще несколько улиц.