Специальная следственная служба Армении на днях получила ответ Российской Федерации о том, что проходящий в качестве обвиняемого по делу 1 Марта, занимавший в 2008 году должность министра обороны Армении Микаэл Арутюнян является гражданином РФ. Пресс-секретарь ССС Марина Оганджанян сообщила, что ведомство отправило РФ дополнительный запрос о том, когда именно Арутюнян получил российское гражданство.
Ранее ССС заявила, что проверяется информация о том, каким образом ключевой обвиняемый по делу 1 Марта Микаэл Арутюнян с 2002 года являлся гражданином Российской Федерации.
Внешне кажущаяся чисто юридической задача в действительности имеет подчеркнуто политический подслой. Дело в том, что Москва явным образом противиться усилиям по раскрытию дела 1 Марта – на эту тему выступая с заявлением даже на уровне МИД. Если в случае Микаэла Арутюняна Москва решила попросту не экстрадировать его, то в случае ареста Роберта Кочаряна возникла явная напряженность в отношениях Еревана и Москвы. Многие эксперты, и не без оснований, утверждают, что Владимир Путин в связи с недавними парламентскими выборами не направил Николу Пашиняну поздравительного послания именно из-за ареста Кочаряна, который произошел всего за два дня до выборов.
Но полученный ССС ответ из Москвы более чем спорный, и вместо того, чтобы закрыть вопрос, порождает новые вопросы. Если Микаэл Арутюнян с 2002 года был гражданином России, то в 2007 году, согласно Конституции, он не мог занять должность министра обороны. Знал ли назначивший Арутюняна на эту ключевую должность Роберт Кочарян и том, что тот является гражданином иного государства, и, наряду с этим, был назначен министром обороны? Если да, то Кочаряну должно быть предъявлено новое обвинение – уже по признаку незаконного назначения Арутюняна министром обороны. Или если именно Арутюнян сфальсифицировал документы, и в момент назначения представил армянский паспорт, то он совершил преступление.
Конечно, в этом случае Россия несет колоссальную политическую и моральную ответственность. Во всяком случае, многие могут обвинить Москву в том, что она, так сказать, способствовала назначению своего гражданина на должность министра обороны Армении, чтобы иметь ключевую роль в процессе передачи власти в Армении. Если эта версия верна, то Москва берет на себя политическую ответственность в вопросе 1 Марта, и, пожалуй, этим самым и объясняется ее недоброжелательное отношение к власти Никола Пашиняна, которая пытается раскрыть преступление.
Конечно, намного более логичной кажется версия о том, что Микаэл Арутюнян в 2002 году не являлся гражданином России, и сейчас Москва фальсифицирует факты и искажает реальность – чтобы не экстрадировать его в Армению.
Но в таком случае мы опять же вынуждены признаться, что Москва берет на себя политическую ответственность за 1 Марта. Скажем, не экстрадируя Арутюняна, русские пытаются «обелить» Роберта Кочаряна, потому что в вопросе подкрепления обвинений второго президента ключевое значение могут иметь показания бывшего министра обороны.
Источник: 1in.am