Баку целенаправленно и последовательно сжигает мосты между двумя народами. Об этом заявил глава МИД Армении Эдвард Налбандян, выступая на проходящем в Гамбурге заседании СМИД ОБСЕ.
Как подчеркнул министр, развязанная Азербайджаном в апреле широкомасштабная агрессия в отношении Нагорного Карабаха стала одним из самых опасных обострений после 1994 г, когда между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией было подписано трехстороннее бессрочное соглашение о перемирии.
«Азербайджанская агрессия сопровождалась грубейшими нарушениями международного гуманитарного права, что было очевидной попыткой терроризировать народ Нагорного Карабаха. Когда страны ОБСЕ строго осуждают варварства, совершенные ИГ, многие из них даже не представляют, что подобные ужасающие преступления могут происходить на пространстве ОБСЕ, что их может совершить государство-член ОБСЕ. Эти варварства, в том числе обезглавливания, были одобрены в азербайджанских СМИ. Власти публично наградили преступников.
Эти бесчеловечные жестокости пробудили в памяти ужасы прошлого. В этом году исполняется 25-ая годовщина насильственных депортация армянского населения Нагорного Карабаха и 24 прилегающих сел. За этим последовали депортация и резня в Сумгаите, Баку, Кировабаде, Шаумянском и Мартакертском районах Нагорного Карабаха. Совершенные в апреле варварства в отношении мирного населения наглядно продемонстрировали, что подходы Азербайджана не изменились. В очередной раз было констатировано, что стремление народа Нагорного Карабаха к самоопределению справедливо как в прошлом, так и сейчас.
Апрельские события стали пиком проводимой Баку многолетней политики. Многочисленные факторы ясно показывают, что Азербайджан давно избрал путь военных действий, и мы последовательно заявляли об этом, в том числе на уровне СМИД.
Первое. Вместо того, чтобы готовить население к миру, с призывами о чем неоднократно выступали сопредседатели Минской группы ОБСЕ, Баку в течение лет ужесточал антиармянскую пропаганду. Книги известного азербайджанского писателя были преданы на улицах Баку огню за то, что он сказал правду об армянских погромах и выступал с призывами о примирении.
Речь не только о книгах. Баку целенаправленно и последовательно сжигает мосты между двумя народами. «Там, где сжигают книги, в конце концов, будут жечь людей». Слова немецкого классика множество раз подтверждали эту истину», — подчеркнул министр.
Он напомнил, что в докладе Европейской комиссии против расизма и нетерпимости 2016 г отмечается, что политические лидеры, образовательные учреждения и СМИ продолжают выступать с призывами о ненависти к армянам, целое поколение азербайджанцев выросло в атмосфере риторики ненависти.
Министр напомнил, что накануне встречи в Гамбурге руководство Азербайджана повторило свои утверждения, заявив, что не только Нагорный Карабах, но территория Республики Армения, включая столицу, являются азербайджанскими землями, и наступит день, когда они туда вернутся. «Что это, как не неприкрытые территориальные притязания страны-члена ОБСЕ к соседнему государству, в противовес общим ценностям, лежащим в основе организации.
Второе. Стремительное накопление тяжелого вооружения, осуществляемое с грубыми нарушениями ДОВСЕ, говорит о намерении Азербайджана идти путем военного решения. В соответствие с международными докладами за 2015 г, Азербайджан стал крупнейшим импортером основных видов вооружения в Европе.
Третье. Отказ от мер, предложенных сопредседателями МГ ОБСЕ для формирования доверия, такие как внедрение механизмов расследования инцидентов и расширение возможностей мониторинговой группы ОБСЕ, свидетельствуют о том, что Азербайджан стремится ограничить постоянное присутствие представителей международного сообщества в зоне конфликта, дабы не быть скованным в вопросе военных действий. Здесь, в ОБСЕ, об этом более чем информированы, поскольку Азербайджан последовательно отклонял эти предложения, когда в ОБСЕ возникала необходимость в консенсусе для осуществления соответствующих финансовых дотаций.
Четвертое. Руководство Азербайджана в своих милитаристских заявлениях и риторике не скрывает, что война — возможный вариант. Чем больше они углубляются в радикальные заявления и непримиримую позицию, тем больше становятся пленниками собственной риторики. Угрозы Баку применить силу постоянно сопровождаются увеличением числа нарушений и попытками применения тяжелого вооружения и диверсий», — отметил министр, добавив, что Армения и Нагорный Карабаха вместе с сопредседателями МГ ОБСЕ прилагают усилия для исключительно мирного урегулирования конфликта.
В контексте сказанного министр напомнил, что незадолго до министерской встречи Баку провел широкомасштабные учения, задействовав весь личный состав ВС: 60 тысяч солдат, более 150 танков, 700 единиц систем залпового огня и ракет, более 50 единиц авиации. Это является грубым нарушением Венского документа, отметил министр.
Пятое. Максимализм и нежелание идти на уступки за столом переговоров, отказ от предложений стран-сопредседателей, даже на их заключительном этапе, как это произошло в 2011 г в Казани, постоянное искажение предложений сопредседателей, спекуляция на тему переноса переговоров в другой формат, свидетельствуют о том, что Азербайджан стремится помешать переговорам и выиграть время для увеличения своих военных возможностей. Не случайно, что сопредседатели в своих публичных заявлениях призывают Баку воздержаться от подобной позиции.
Мы убеждены, что апрельская агрессия стала пиком проводимой Азербайджаном деструктивной политики, но не ее завершением, отметил министр. Азербайджан тщательно скрывает свои потери, пытаясь оправдать высокую цену своей авантюры. Однако, несомненно, не может скрыть тот факт, что наряду с человеческими потерями нанесен большой ущерб переговорам.
Министр напомнил, что для преодоления последствий апрельских событий и продвижения мирного процесса состоялись саммиты в Вене и Санкт-Петербурге.
Глава внешнеполитического ведомства подчеркнул необходимость реализации достигнутых на саммитах договоренностей – соблюдения соглашений 1994-95 гг о перемирии, создание механизмов расследования инцидентов, расширение возможностей мониторинговой группы ОБСЕ.
Как подчеркнул министр, Армения готова продвигаться на основании выполнения этих договоренностей. Азербайджан не уважает их, изначально отказываясь реализовать договоренность о создании механизмов. Что касается увеличения возможностей команды личного представителя действующего председателя ОБСЕ, то Баку пытается не только помешать реализации этого предложения, но и воспрепятствовать его деятельности, пытаясь держать команду подальше от зоны конфликта и минимизировать возможности команды. Ведь увеличение возможностей означает не только численное увеличение команды, но расширение их присутствия, увеличение частоты мониторингов.
По словам министра, упорный отказ Баку реализовать достигнутые в Вене, Санкт-Петербурге и ранее договоренности мешают не только их реализации, но и наносят ущерб всему переговорному процессу.
«В существующих условиях отсутствия доверия страны-сопредседатели должны быть последовательны в выполнении Азербайджаном своих обязательств. Добросовестное выполнение договоренностей без предварительных условий может открыть дверь к налаживанию атмосферы доверия, что является важнейшим условием для урегулирования проблемы на основании трех принципов международного права: неприменение силы или угрозы ее применения, право народов на самоопределение, территориальная целостность», — отметил министр.
Он также напомнил, что в Армении находится единственный в регионе полноценный офис ОБСЕ, что само по себе свидетельствует о приверженности выполнению обязательств во всех плоскостях.
«Азербайджан уже закрыл полевую миссию ОБСЕ, а сейчас продолжает делать попытки препятствовать выполнению мандата ереванского офиса. Это вновь демонстрирует истинное отношение этой страны не только к Армении, но ОБСЕ и своим обязательствам перед этой структурой. Баку необходимо четко предупредить, что в вопросе «импорта репрессионного политики» он не может полагаться на соучастие других», — отметил министр.