После подписания Каспийской конвенции в российских и азербайджанских СМИ откровенно заговорили о вероятном вступлении Азербайджана в ОДКБ и о том, что российско-азербайджанская дружба становится крепче.
В качестве довода приводится то, что Россия, фактически, согласилась не препятствовать нефтегазовым проектам Азербайджана, взамен получив полный военный контроль в Каспийском море. Конвенция, напомним, исключает присутствие в море сил некаспийских государств. Причем, как говорят эксперты, речь идет как о США, так и Турции и Китае.
Взамен Азербайджан и Туркменистан получили возможность проложить газопровод, который может, через Турцию, доставлять газ в Европу.
Эксперты, как в Москве и Баку, не исключают, что Путин и Алиев договорились о более тесном сотрудничестве, в том числе, о расширении ОДКБ и ЕАЭС. Азербайджанские аналитики утверждают, что эти союзы не ограничивают суверенитет, например, Казахстана или Беларуси, зато позволяют быть в союзе с Россией. То есть, в СМИ уже готовится почва для вероятного предложения о вступлении Азербайджана в ОДКБ.
Такой шаг Алиева может быть коррелирован с новой политикой Турции. Эрдоган после недружественных шагов Вашингтона заявил, что будет искать новых союзников, и сразу же позвонил Путину. Турция уже заявила о намерении вступить в ШОС, БРИКС, а Азербайджан между тем может стать членом ЕАЭС и ОДКБ. Таким образом российско-турецкая линия сомкнется, и возникнет вопрос, по какую сторону окажутся региональные страны.
Как отнесется Армения к такому развитию событий? После ареста генсека ОДКБ Юрия Хачатурова и его освобождения под залог Россия довольно жестко отреагировала, фактически, назвав руководство Армении в ОДКБ проблемным. Почти нет сомнений, что следующим генсеком ОДКБ будет не представитель Армении. Согласится ли Армения «отдать» пост генсека или нет, ее положение в блоке будет уже не таким, как прежде. И если будет обсуждаться вопрос членства Азербайджана, то у Армении будет не так много места для маневра.
Россия, очевидно, сочтет себя вправе диктовать свои условия, а сейчас эти условия обговариваются в первую очередь с турками. Сергей Лавров, например, два дня находился в Анкаре, где принимал участие в совещании турецких послов. Вряд ли Лавров советовал турецким послам признать геноцид армян или открыть границу с Арменией.
Россия и Турция пытаются вместе провести разделительные линии в регионе, за которые США и другие страны не впустят. Например, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что вступление Грузии в НАТО может привести к катастрофическим последствиям.
Останутся ли Грузия и Армения за новой турецко-российской чертой? Еревану во всяком случае предстоит сложнейший выбор, и цена выбора может быть крайне высокой. Гораздо более высокой, чем внутренние разборки.
Наира АЙРУМЯН, Обозреватель «ЛРАГИР»