В общей оборонной политике Армении происходят очень серьезные концептуальные изменения с учетом как глобальных тенденций, так и ситуации в регионе, а также конфликта с Азербайджаном. Наши Вооруженные силы переходят от оборонительной стратегии к наступательной стратегии. Министр обороны Армении Давид Тоноян заявил в эфире Общественного телевидения Армении, что наши Вооруженные силы не собираются оставаться на оборонительных позициях, и если ситуация приведет к возобновлению военных действий с Азербайджаном, то мы не будем медлить. В ответ на вопрос ведущего Петроса Казаряна, будем ли мы атаковать или нет, Давид Тоноян ответил: «Почему бы и нет?»
Акцент будет сделан на поддержании качественного баланса.
Министр обороны говорил о стратегических изменениях, по его словам, об изменении психологии и подходов в контексте военного баланса с Азербайджаном и последних достижениях наших Вооруженных сил, заявив, что ни демографический, ни экономический потенциал Армении не позволяют количественно конкурировать с противником. Именно поэтому мы уделяем больше внимания на вопросы качества и сохранение качественного баланса. И сейчас армия пополняется таким оружием и военной техникой, которые дадут возможность нейтрализовать амбиции противника. Тоноян подтвердил, что речь идет об истребителях СУ-30СМ.
Министр, по сути, говорил о той тактике, к которой он по одному поводу обращался еще до Апрельской войны – в феврале 2016 года. Тоноян, который тогда был заместителем министра обороны, на семинаре, организованном ОБСЕ в Вене, заявил, что Армения предусматривает принятие ряда мер для обеспечения своей безопасности и создания благоприятных условий для переговорного процесса под эгидой Минской группы ОБСЕ, в числе которых «Система сдерживания» (Deterrence system). Причем, тактику сдерживания предполагается применять как реагирующим, так и профилактическим способом. Сейчас министр говорит, что функцию сдерживания могут исполнять, например, многоцелевые истребители. Он отметил, что жизнь каждого солдата в Вооруженных Силах, будь то регулярная или контрактная, дороже любого оружия, и если два пилота с истребителем СУ-30 могут выполнить боевую задачу в сотнях километров от линии фронта, и сделать это вместо тысяч военнослужащих, то в этом случае о «дороговизне» Су-30 не может быть и речи.
«Жизнь военнослужащего для нас дороже, и мы найдем более эффективные решения, чтобы сдержать противника, победить его», – отметил Тоноян.
Не будем медлить
Гиганты стратегической мысли тысячи лет назад говорили, что обороняющаяся армия всегда проигрывает. Эту проверенную истину также подчеркивает наш министр обороны, говоря: «Мы не собираемся оставаться на оборонительной позиции, и ни у кого нет возможности принять, так сказать, первоочередное решение. Если проблема пойдет в сторону возобновления военных действий, мы не будем медлить».
По примеру Израиля – к западной модели
Возможно, неслучайно министр обороны говорит об этих стратегических изменениях на примере современных многоцелевых истребителей. Приобретение Су-30, по сути, символизирует изменения в системе обороны нашей страны, которые набирают все большие обороты. Во-первых, многоцелевые истребители смогут обеспечить качественный баланс в области боевой авиации против Азербайджана. Во-вторых, многие эксперты считают, что пришло время отказаться от стратегии советской эпохи, которая направлена на укрепление сухопутных войск и систем противовоздушной обороны и осуществить переход на западную модель, в которой важнейшая роль отводится военно-воздушным силам, включая истребительную авиацию, беспилотные летательные аппараты (БПЛА), робототехнику, развитие современных технологий. Одним из лучших примеров является израильская армия, которая, несмотря на свою небольшую территорию, очень сложное географическое положение, обеспечивает свое военное превосходство над враждебными или, по крайней мере, недружественными соседними арабскими странами, и обеспечивает это в значительной степени благодаря своей очень мощной воздушной силе. Ярким примером этого являются несколько арабо-израильские войн, имевшие место в прошлом веке. Судя по всему, более молодой и бросающийся в глаза своими более инновационными подходами министр вместе со своей командой также склонен к этой модели, и в этом контексте следует рассматривать вышеупомянутое заявление Тонояна, что армянская сторона не собирается оставаться на оборонительных позициях.
Армении остается только стратегия разгрома
Заместитель директора Московского Центра политического и военного анализа Александр Храмчихин считает эти изменения в военной политике Армении однозначно естественными, учитывая те же факторы, которые отметил и министр обороны Армении, то есть ограниченные экономические, финансовые и человеческие ресурсы Армении.
«Армения экономически слабее Азербайджана, и в такой ситуации, как бы парадоксально это не звучало, для нее атакующая стратегия более выгодна или эффективна». Таким образом, война истощения будет в пользу Азербайджана, поэтому Армении остается только стратегия разгрома, а это может быть только в случае наступательных действий», – прокомментировал Храмчихин в беседе с Первым Информационным.
Готова ли Армения игнорировать мнение международного сообщества?
Российский эксперт также приводит успешный пример Израиля, проводя параллели с израильской армией: «Израиль – самая непосредственная параллель. Он действует так, как хочет, регулярно нарушая нормы международного права. Насколько готова Армения к этому? Адресатом этого вопроса являюсь не я, а вы».
Одна эскадрилья обеспечит доминирование в воздухе
С другой стороны, только истребителями, конечно, невозможно решить такие серьезные проблемы, как разгром противника или сдерживание его военной агрессии, предотвращение наступательных действий. По словам Храмчихина, 4 единицами истребителей можно только защищаться. В случае наличия одной эскадрильи (12 единиц), Армения определенно будет доминировать в воздухе в отношении Азербайджана, но это не будет серьезно увеличивать атакующий потенциал Армении.
«А если Армения приобретет, например, 40 единиц истребителей, тогда будет другой разговор», – добавил Храмчихин.
Напомним, что на прошлой неделе министр обороны РА сообщил российскому информационному агентству РИА Новости, что министерство обороны РА в целом хотело бы приобрести эскадрилью многоцелевых истребителей.
Источник