Премьер-министр Никол Пашинян на заседании правительства 20 февраля коснулся вопроса законности построенных на Монументе особняков, отметив, что их хозяева, незаконно построив эти здания, затем сами же приняли закон, по которому мэрия обязана была узаконить эти незаконные строения. Никол Пашинян заявил, что это – игнорирование общественным мнением, и поручил министру юстиции изучить вопрос и при необходимости рассмотреть возможность применения инструмента переходного правосудия.
Насколько возможно понять из развернувшегося на заседании правительства обсуждения, премьер-министр поднимает вопрос о возврате особняков на Монументе общественности. Возврате в том смысле, что там был парк, большая озелененная территория, которая, однако, превратилась в территорию, застроенную дворцами. Там есть особняки у разных бывших высокопоставленных чиновников, депутатов, их родных и близких. Печальным символом застроенной дворцами общественной территории стал особняк по образу и подобию здания НС, который принадлежит бывшему премьер-министру, бывшему председателю НС Овику Абрамяну. Кстати, именно Абрамян обратился в суд с требованием к мэрии узаконить это строение. Решительно ли настроено правительство в вопросе восстановления общественной территории?
Следует констатировать, что проблема достаточно деликатна и запутана, так как там есть также уже узаконенные территории, и возникает проблема с правом на собственность, которая, несомненно, является фундаментальной для любого общества. С другой стороны, однако, вопрос легитимности собственности может получить фундаментальное решение только в условиях разумного консенсуса с общественным интересом, а не, так сказать, навязывания обществу собственной «незаконнорожденной законности». Иначе общество, естественно, берет в руки инструментарий своего принуждения.
Насколько решительно и последовательно будет правительство в поднятом вопросе? Обращение к вопросу в контексте конституционного референдума имеет агитационное значение, особенно, именно в контексте переходного правосудия, в котором представляется также проблема КС, или хронологическая связь со стартом процесса референдума лишь совпадение, и правительство готово идти в вопросе особняков до конца?
Проблема не только политико-правовая, но также ценностная, символичная. Застроенная дворцами территория на территории леса Монумента, сама превратилась в монумент алчности и своеобразной безвкусицы. В то же время все это символизирует господство капитала над обществом. В этой плоскости также вопрос требует решения, которое, по меньшей мере, сбалансирует интересы собственников и общества, если не сказать, что вернет, наконец, общественную территорию обществу.
Причем здесь вопрос имеет также другое пространственное измерение или глубину. Решение должно искать не только правительство или общественность. В конечном счете, в поиске решения должны быть больше заинтересованы сами собственники. При этом речь идет не о навязываемом общественности решении, а согласованном, взаимосогласованном с общественностью. А вариантов решения много, причем довольно выгодных, вплоть до возможности взамен отказа, хоть и запоздалого, от собственности приобрести, может быть, нечто более важное.