Президент США Дональд Трамп 12-го октября должен выступить с заявлением о том, остается ли Иран верным договору по ядерным вопросам, заключенному в 2015 году, или нет.
Заключенное с Ираном международное соглашение по ядерным вопросам вступило в силу в 2016 году. Однако до того, договор прошел длинный и напряженный путь переговоров. 5 постоянных членов Совета безопасности ООН и Германия пришли к соглашению с Ираном о том, что Тегеран отказывается от своей программы изготовления ядерного оружия. В качестве компенсации, снимались длившиеся десятилетия экономические санкции в отношении Ирана. В результате этого Иран получает доступ к хранившимся в замороженном состоянии миллиард долларовым счетам, сообщает Голос Америки.
Однако, будучи резким критиком и противником периода Обамы, Трам пообещал в случае избрания президентом отменить ядерную сделку. Он также в прошлом месяце во время Главного форума ООН заявил, что эта сделка – наихудшая сделка, когда-либо подписанная США.
В 2015 году в Сенате усилиями республиканцев был принят закон, один из пунктов которого требует, чтобы президент раз в 90 дней представлял Конгрессу отчет о том, остается ли Иран верен сделке, или нет.
Как говорит Джош Ровнерс из Американского университета, “У Конгресса есть 60 дней для того, чтобы действовать, если президент не утверждает сделку. После этого Конгресс решает прибегнуть к какому-либо шагу или вообще ничего не делать. Для того, чтобы пойти на какой-нибудь шаг, он должен получить простое большинство голосов”.
Сейчас началось широкое обсуждение по вопросу, теряет ли силу сделка, если она не утверждена президентом.
По словам посла США в ООН Никки Хейли, “Если президент решит не утверждать, что Иран остается верен сделке, это не значит, что США выходит из Иранского ядерного договора”.
Однако союзникам США этот процесс совершенно не нравится.
Как говорит ответственная по вопросам внешней политики Евросоюза, Федерика Могерини, “Международная общественность не может позволить, чтобы расторгся договор, который до сих пор хорошо действовал и оправдывал себя”.
Если сделка не будет утверждена и в результате этого она потеряет силу, Иран может возобновить работы по производству обогащенного урана.
Об этом говорил президент Ирана Хасан Рухани. “Если из сделки выйдет какая-либо из сторон, подписавших сделку, мы полностью свободны прибегнуть к каждому такому шагу, который вытекает исключительно из интересов нашей страны”.
И многие говорят, что если США пойдет на такие шаги, которые попирают взятые на себя обязательства по сделки, именно Вашингтон может оказаться перед неприятными последствиями международной изоляции.