Стало известно, что обвиняемый в злоупотреблении служебным положением и коррупционных схемах бывший начальник Службы принудительного исполнения судебных решений, бывший член РПА Мигран Погосян находится в Москве. В отношении Погосяна объявлен розыск, суд Армении вынес решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, однако это решение, фактически, возможно осуществить только в случае его задержания в России и передачи Армении. И то, если выяснится, что он не имеет российского гражданства и является гражданином только Армении. То есть, если не будет случая, как с экс-министром обороны Микаелом Арутюняном, когда выяснилось, что скрывающийся от следствия по делу 1 Марта в России Арутюнян является гражданином РФ и фактически освободился от ответственности.
Получается, что Россия становится «политическим убежищем» для различных чиновников и представителей бывшей правящей системы Армении. В принципе, это обстоятельство неудивительно, если учесть то, что эта система действовала именно под высшим покровительством России. Фактически покровительство продолжается, и в случае продолжения этого не следует исключать, что через несколько месяцев или через год-два в Москве начнет действовать «правительство в изгнании или теневое правительство» Армении или вообще «альтернативная власть» Армении, которая будет заложена в идеологическую основу какого-либо российского имперского притязания на Армению, в случае необходимости, для обеспечения при помощи российских сил вхождения этого правительства в Армению.
Это, конечно, в настоящее время кажется несерьезным или гипотетическим сценарием, тем более, что сама Россия в настоящее время сталкивается с серьезными проблемами. С другой стороны, тем не менее, никогда не помешает иметь под рукой инструменты, которые могут не понадобиться годами или десятилетиями, но иметь под рукой при внезапной необходимости и возможности реализации никогда не помешает. Это помешает армяно-российским отношениям? Ответ на этот вопрос должна дать, пожалуй, общественность Армении, принципиально выражая свою позицию по данному вопросу, и, пожалуй, кроме общественных институтов, свою оценку должны выразить политические силы и единицы, в частности, включенное в парламент большинство «Мой шаг», «Светлая Армения» и ППА. Конечно, существует вариант, чтобы это не рассматривалась как проблема, и то, что видные представители прежней власти Армении, в случае проблем с законом, приезжают в Россию, рассматривалось бы как нормальное явление, не вызывающее особых проблем. Это, конечно, вопрос политической позиции, но, как минимум, реакция новой Армении на общественном уровне должна быть четкой и недвусмысленной, благодаря которой должны быть привлечены к ответственности за политическую оценку и позицию власти, и политические силы.
Это гораздо более широкий политический вопрос, чем просто экстрадиция и ответственность перед законом какого-либо бывшего чиновника. Их не просто так укрывают где-то, в данном случае в России.
При этом не стоит исключать, конечно, что это может иметь и обратное значение, когда Москва будет рассматривать экстрадицию как вариант договориться с Арменией в случае необходимости. Но даже для этого варианта Армения должна иметь четкую общественную и политическую оценку по отношению к явлению в целом.
Источник: 1in.am