Обычно говорящий только об армяно-азербайджанкой напряженности, оборонных вопросах генерал Аркадий Тер-Тадевосян – Командос, во вчерашнем интервью lragir.am не отошел от своего жанра, но сделал одно весьма примечательное сравнение. «Как видите, никто не может повлиять на Азербайджан, и пока нефтяные доходы позволяют Баку вести себя так же нагло, как наши олигархи, которые водят машины за 140 тыс. долларов», – сказал генерал.
В этом одном предложении есть несколько примечательных нюансов. Командос прямым текстом дает понять, что нашим основным врагом является не стреляющий на передовой линии Азербайджан, а разрушающая, разрывающая страну изнутри олигархия – читай, те же власти.
Это – проблема, которая напрямую связана с качеством государства, нашей безопасностью, легитимностью наших международных требований. Общенациональная повестка может появиться только в случае консолидации общества, а народ объединяется, когда в стране есть справедливость и законность. Когда границу защищают сыновья из необеспеченных семей, а сыновья чиновников и олигархов разъезжают по Еревану на роскошных автомобилях, баррикады, независимо от воли всех нас, но по вине властей, с армяно-азербайджанской границы переносятся вглубь страны, становясь гражданским неповиновением, бунтом. Вероятно, именно на это и намекает генерал.
С другой стороны, если Армения от международного сообщества требует обуздать нахальство Азербайджана, для придания веса и содержания своим словам именно внутри страны должны быть исключены какие-либо проявления наглости и нахальства. Так не бывает, чтобы государство во внешних отношениях ставило акцент на верховенство гуманитарного права, а внутри страны превратилось в концлагерь для собственных граждан.
В формулировке Командоса есть еще один тонкий намек. Он дает понять, что в Армении источником власти являются деньги, богатство. Это – вынесенный системе Армении меткий эпикриз, и генерал делает это проводя сравнение, языком параллелей, но от этого содержание его слов не меняется.
Командос – человек неслучайный, он, в хорошем смысле, представляет военную элиту – тот сегмент, который чувствует себя ответственным за обороны страны, но, пожалуй, не считает, что тыл полностью защищен.