Рауль Кастро еще в середине второго срока на посту главы Госсовета заявил, что не будет баллотироваться в 2018 году. Его преемником стал вице-председатель Госсовета, 57-летний Мигель Диас-Канель. 18 апреля он был объявлен единственным кандидатом на должность преемника Кастро перед тайным голосованием депутатов Национальной ассамблеи. За него проголосовали 603 из 605 депутатов, передает Meduza.
Мигель Диас-Канель до того, как стать вице-председателем Госсовета, занимал должность министра высшего образования и отвечал в том числе за укрепление социалистической идеологии в университетах. Сам он по образованию инженер; после службы в армии начал карьеру в Союзе молодых коммунистов и к 1993 году стал вторым секретарем организации.
С 1994 по 2003 год Диас-Канель был первым секретарем Компартии в провинции Вилья-Клара — фактически политическим руководителем региона. Как пишет The Guardian, в те годы он был известен в том числе благодаря неофициальному имиджу: он носил длинные волосы и простую одежду, ездил на велосипеде. Рамон Сильверио, основатель культурного центра для ЛГБТ в Санта-Кларе El Mejunje, рассказал NBC News, что в годы, когда гомосексуальность преследовалась на Кубе, Диас-Канель помог сохранить культурный центр и даже ходил туда с детьми на спектакли.
Другой знакомый Диаса-Канеля — известный кубинский диссидент и журналист Гильермо Фариньяс — говорит, что в детстве знал того как «смелого, импульсивного, агрессивного, смелого и безрассудного» человека и «настоящего друга». Их отношения испортились в 1980-е, когда Фариньяса и других студентов-психологов собрались отчислить из университета за интерес к работам Зигмунда Фрейда — тогда Диас-Канель, по словам диссидента, поддержал их исключение.
В годы работы в провинции, пишет CNN, Диас-Канель получил от подчиненных прозвище «День и ночь», поскольку в любой момент мог нагрянуть с неожиданной проверкой.
Диаса-Канеля описывают как политика, избегающего конфликтов и исполняющего указания начальства, а также как надежного преемника Рауля Кастро. Он практически не делает публичных высказываний; в 2017 году в интернете появилось видео с закрытой встречи членов Компартии, на которой Диас-Канель, в соответствии с официальной риторикой, раскритиковал диссидентов и независимых журналистов, обвинил западные посольства в поддержке подрывной деятельности, а попытки администрации Обамы восстановить отношения с Кубой объяснил желанием «разрушить революцию». В то же время, отмечает The Guardian, Диас-Канель выступал в защиту ученых и блогеров, которых критиковали сторонники властей.
Большинство экспертов и жителей Кубы, опрошенных западными СМИ, сходятся во мнении, что от нового главы Кубы не стоит ждать быстрых реформ — ожидается, что ключевые решения в ближайшие годы останутся за Раулем Кастро.
С уходом Кастро уходит целая эпоха в истории острова Свободы, как называли Кубу в советской и кубинской прессе — впервые с 1959 года кубинское государство не будет контролироваться представителями семейства Кастро, пишет BBC.
И все же уход младшего из братьев носит скорее символический характер — на Кубе сохраняется правление коммунистов, сам Кастро до 2021 года будет оставаться главой кубинской компартии, новый глава государства — также член компартии.
Мигель Диас-Канель после своего избрания уже заявила, что «возврата к капитализму не будет» и Рауль Кастро «продолжит играть важную роль в политике страны». «Рауль остается в политическом авангарде благодаря его заслугам… Рауль — лучший ученик Фиделя. Он взял на себя руководство революцией в сложной экономической ситуации, смог преодолеть личную боль и исполнить свой долг». По его словам, Компартия Кубы является «единственной гарантией» единства нации.