В августе 1941 года появились сведения, что на границе с Арменией Турция сосредоточила около миллиона солдат, чтобы оккупировать советскую часть Закавказья, вспоминает контрразведчик, бывший подполковник КГБ Игорь Атаманенко. Об этом написала “Комсомольская правда”.
Как это было
“По договору, подписанному в 1921 году, советское правительство имело право ввести в Иран свои войска, если какая-то третья держава попытается превратить его территорию в базу для военных выступлений против нашей страны. И как только в августе 1941 года появились сведения, что на границе с Арменией Турция сосредоточила около миллиона солдат, чтобы оккупировать нашу часть Закавказья, советское Верховное командование ввело на территорию Ирана сначала 12, а затем еще 8 дивизий”, — вспоминает Атаманенко.
По его словам, эта акция остудила горячие головы в турецких штабах. Там решили отложить вторжение до взятия Гитлером Москвы. Не дождались.
“К маю 1945 года стало ясно, что освобожденные Красной Армией страны Восточной Европы изберут социалистический путь развития. Среди некоторых членов Президиума ВКП(б) получила популярность идея вернуть в состав СССР исконно армянские земли, насильственно присоединенные Турцией в 1918 году. И установить в Малой Азии советскую власть”, — продолжает Атаманенко.
Пора положить конец разграблению армянского народа
После Крымской конференции, проходившей 4-11-го февраля 1945 года в Ялте, Сталин выступил на заседании Президиума ВКП(б). И сказал примерно следующее.
“Земли армян, завоеванные турками, составляют почти треть всей площади современной Турции, по сути, всю ее северо-восточную часть от города Карс до города Эрзурум и далее на запад. Причем Армянское нагорье с долиной озера Ван — самая плодородная часть всей Турции, которая сегодня не только кормит ее, но и всю Малую Азию, то есть турки обеспечивают зерновыми все соседние страны, наживаясь за счет армян. Пора положить конец разграблению нашего братского народа.
Одним мощным броском трех наших армий, сосредоточенных в районе Тебриза, мы можем пройти от иранской границы до Стамбула. Земли, которые предполагается освободить, до 1917 года входили в состав Российской империи.
Во-вторых, у нас к Турции есть претензии и другого порядка. Она превратила Черноморскую акваторию в свое внутреннее море, полностью закрыв нам проход через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море. Вместе с тем фашистские суда всю Вторую мировую войну беспрепятственно пользовались этими проливами.
Предлагаю Президиуму дать указание коммунистам Микояну и Маленкову разработать и представить на обсуждение предложения по послевоенному переустройству Турции”.
Особое значение отводилось взятию Стамбула и возвращению ему исторического имени Царьград.
Об этой речи Атаманенко знает по рассказам легендарного разведчика Геворка Андреевича Вартаняна. Его отца, советского разведчика-нелегала Андрея (Андроника) Вартаняна, действовавшего в Иране под видом коммерсанта, планировали назначить 1-м секретарем Стамбульского горкома ВКП(б). Вартаняну-старшему сообщил о выступлении вождя “сталинский нарком” Анастас Микоян.
Полный назад!
“Решение о применении Штатами атомной бомбы против Японии Трумэн принял лишь после того, как руководитель американской военной разведки доложил: в районе Тебриза наблюдается передислокация дивизий Красной Армии, они выдвигаются к границе с Турцией”, — уверяет Атаманенко.
По его словам, американский президент понял, почему в ходе переговоров в Потсдаме Сталин так настойчиво стремился заполучить часть итальянского флота (положенного СССР в счет репараций) в кратчайшие сроки. Войдя в Дарданелльский пролив, военные корабли смогли бы оказывать с запада поддержку наступающим на Турцию с востока частям Красной Армии.
“Когда Сталину доложили о результатах атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, об имевшихся там разрушениях и жертвах, он отменил поход на Стамбул. До лучших времен. Легенда гласит, что Сталин изрек: мол, турки должны всю жизнь благодарить японцев… Он понял: раз американцы сбросили бомбы на Японию, то они могут и сбросить их на Турцию, если туда вторгнутся наши войска”, — вспоминает Атаманенко.
Нет документов, подтверждающих эту теорию
“Никаких официальных сведений о территориальной претензии Советского Союза к Турции нет. Это только версия, интересная, но документально не подтвержденная. Скорее могли быть посягательства на территорию Ирана, ведь в Северном Иране в то время стояли советские войска, которые были туда введены в 1942 году. Но в любом случае возможные посягательства СССР на другие территории не могли быть главным аргументом для ядерной бомбардировки США Японии”, — заявил доктор исторических наук, посол по особым поручениям МИД РФ Вадим Луков.
По его словам, главной причиной этой акции было запугать советское руководство, советский народ. Это была демонстрация силы. Общеизвестно (тому есть свидетельства), что Черчилль буквально впился глазами в Сталина в момент, когда Трумэн сообщил ему о том, что у США есть бомба.
“Советский руководитель ни одним движением мускула не показал какой-то реакции на это сообщение — к разочарованию и Черчилля, и Трумэна. Но на самом деле он в тот же день распорядился активизировать наших ученых, работавших над ядерным оружием (оно появится у СССР через четыре года, в 1949-м. — ред.). Очевидно, что бомбу Америка бросала на японскую территорию, но целила на Советский Союз. Так началась холодная война”, — отметил Луков.