Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, который 25 октября в рамках регионального визита встретился с политическим руководством Армении, сделал в интервью радио Азатутюн неожиданное заявление.
Он фактически сказал, что США предлагают Армении купить американское оружие. « Я думаю, что есть много других альтернатив, в том числе в сфере продажи оружия. У нас есть ограничения, которые Конгресс наложил на Соединенные Штаты с точки зрения продажи [оружия] Азербайджану и Армении из-за конфликта. Но есть исключения. И, как я сказал премьер-министру, если речь идет о покупке либо российской военной техники, либо американской, то мы бы предпочли последнее. Мы считаем, что наша техника в любом случае лучше, чем российская. Поэтому мы хотим рассматривать такую возможность. И я думаю, что это увеличивает возможности Армении, когда она не полностью зависит от одной крупной державы. Я понимаю географическое положение и исторический контекст всего этого. Но я думаю, что сейчас самое время быть оптимистом в том плане, что Армения может выйти на мировую арену. США считают Южный Кавказ стратегически очень важным регионом. Так что, улучшение отношений с Арменией является очень важным приоритетом для [американской] администрации», сказал он.
Это беспрецедентный случай, когда ключевой американский чиновник предлагает Армении купить вооружения как альтернативу российскому оружию.
Остается, конечно, открытым вопрос о цене вооружений. Готовы ли США продать оружие Армении по низкой цене, потому что лучшее американское оружие, естественно, дороже российского. Тем более, что у России Армения покупает оружие по льготным ценам, порой в кредит. Армении будет сложно покупать оружие по рыночным ценам, и интересно, предлагают ли американцы механизмы реальной диверсификации вооружений для Армении.
Есть и политическая цена вопроса. Фактически, предложение американского чиновника – это открытый вызов России, которая, скорее всего, негативно отнесется к тому, что российское оружие может быть даже частично заменено иным.
Тогда, почему Джон Болтон озвучивает вызов России из Еревана, зная, что это может вызвать напряженность в армяно-российских отношениях? Причем, в период, когда Николу Пашиняну удалось, вроде, нивелировать попытки испортить армяно-российские отношения, которые активно предпринимаются прежней правящей системой в Армении и поддерживаются некоторыми кругами в России и Азербайджане.
Получается, что Болтон подает новую искру для разгорания армяно-российского пожара, который придется тушить Николу Пашиняну.
А Пашинян заявил о налаживании отношений с Путиным и беспрецедентной искренности и взаимном доверии. При этом он заметил, что это не значит совпадение всех представлений.
Это, конечно, чуждо общественно-политической мысли Армении, но, в конце концов, в чем тогда эффект Бархатной революции, если Армения не получит возможность выйти в отношениях с Россией на новое качество? Следует заметить, что Никол Пашинян не ставит под сомнение армяно-российский стратегический союз, просто вносит в эти отношения фактор суверенного интереса Армении.
И тут заявление Болтона получает интересные оттенки, особенно, на фоне того, что до визита в Ереван он встречался в Москве с Путиным.
Является ли заявление Болтона вызовом России или протянутой рукой, в том смысле, что он предлагает поддержку в обеспечении региональной безопасности, поскольку Путин в одиночку может не справиться, учитывая нынешние проблемы России? В этом контексте заявления об альтернативе российскому оружию могут нести в себе целый ряд пластов. Во-первых, это, с одной стороны, может подтолкнуть Россию к «ответному» шагу, иначе говоря, более выгодному для Армении предложению. И тогда заявление Джона Болтона станет не проблемой для Никола Пашиняна, а козырной картой в переговорах с Москвой. В то же время, это поможет противостоять лоббингу определенных российских и азербайджано-турецких кругов и политико-экономических корпораций, которые строят свою политику в отношении Армении на тезисе отсутствия альтернативы у Еревана.
В этом смысле Джон Болтон сделал в Ереване ключевое заявление, цель которого, по сути, показать, что Армении есть куда деться и бесперспективно загонять ее в угол. Акоп БАДАЛЯН, Обозреватель «ЛРАГИР»