12 июня Азербайджан и Турция запустят Трансанатолийский газопровод. Запуск этого газопровода был запланирован на будущий год, однако внутриполитическая конъюнктура в Турции, а точнее – назначенные на 24 июня внеочередные президентские выборы передвинули вперед все события.
Символично, что запуск нового газопровода назначен на 12 июня, когда россияне отмечают день своей страны. Символично в том смысле, Трансанатолийский газопровод или TANAP, по сути, наносит удар по энергетическим интересам России, и является альтернативой «Турецкому потоку», посредством которого российский газ по территории Турции в будет поставляться в Европу. Конечно, объем «Турецкого потока» ежегодно будет составлять около 30 млрд кубометров, а TANAP-а – пока лишь только 16 млрд. В Москве считают, что в данный момент TANAP по своей мощности, объемам, не может быть конкурентом их проекту, однако и не отрицают, что в перспективе турецко-азербайджанское сотрудничество может нанести серьезный удар не только по энергетическим, но и по политическим интересам Москвы.
Контрольный пакет акций TANAP – 51%, принадлежит азербайджанской госкомпании SOCAR, в проекте также представлены турецкая компания Botas (30%) и британская BP (12%). Ежегодная мощность газопровода, имеющего протяженность в 1800 км, как мы отметили, пока будет составлять 16 млрд кубометров, 10 млрд из которых по территории Турции будут поставляться в Европу. Стратегическое же значение TANAP заключается в том, что этот газопровод является составляющей частью глобального проекта «Южный газовый коридор», и имеет ресурс для развития.
Вице-председатель Еврокомиссии Марош Шевчович посчитал этот проект стратегическим, потому что он ослабляет энергетическую зависимость стран ЕС от России.
Введением TANAP в эксплуатацию Баку решает несколько ключевых задач. Во-первых, кардинально меняется энергетическая политика Азербайджана, осью которой становится экспорт газа вместо нефти. Азербайджан посредством TANAP становится важным партнером Евросоюза, и поскольку контрольный пакет газопровода принадлежит госкомпании, он становится важным компонентом системы безопасности Азербайджана. Особенно возрастает политический вес Турции, которая становится транзитной страной нефти и газа, поступающих на богатые европейские рынки. Как отметил Эрдоган, Турция превращается в страну, которой уделена роль перераспределяющего энергоресурсы.
Но нас главным образом интересует то, какое влияние TANAP окажет на региональный статус-кво, в частности, на процесс урегулирования Карабахского конфликта. С одной стороны, финансовые потоки Азербайджана увеличиваются, и он косвенно становится косвенным участником европейской системы энергетической безопасности, а с другой – еще больше усложнятся и без того напряженные российско-азербайджанские отношения.
Армения, благодаря бархатной революции, повышению международного авторитета страны, внутренним реформам и гибкой внешней политики сможет на Западе нейтрализовать вероятные последствия так называемой нефтегазовой политики Азербайджана. С другой стороны, возникнет значительная напряженность в отношения Москвы и Баку, что дает возможность для того, чтобы новая власть в Армении довела до минимума риски возобновления войны, предотвратив новые поставки российского оружия Азербайджану, что практически будет означать, что Азербайджан лишится карт-бланша для новой войны.
Источник: 1in.am