Формируемый вокруг бывшего министра обороны Армении Сейрана Оганяна предвыборный блок расширяется и охватывает все новые круги. Причем, примечательно то, что вовлекаемые в этот альянс или имеющие намерение склоняться в сторону этого альянса круги весьма различаются по своим представлениям в вопросе как внутренней, так и внешней политики. Например, здесь можно увидеть и силы, которые имели существенный вклад в том, чтобы направить Армению по евразийскому пути, и силы, которые были и остаются противниками этого пути Армении.
Сам Сейран Оганян в этом вопросе не представил какую-либо позицию. Следовательно, пока нет новой позиции или исходной точки, нужно, пожалуй, руководствоваться той позицией, которой придерживались власти, и которая затем стала политическим решением властей, частью которых на тот момент был Сейран Оганян, который участвовал в принятии этого решения, не выразив никакого недовольства.
А евразийский путь является отправной точкой ряда внутренних и внешних развитий, одним из их «столпов» — исходя не только из впредь избранного определенного пути, имеющего свои правила внутренней и внешней игры. И именно поэтому он был сформирован и создан в Москве – для установления полноценного институционального влияния Кремля на постсоветское пространство, для как минимум сетевого восстановления этой бывшей империи.
В то же время эта проблема стала вектором мотиваций и действий во внутренней жизни Армении, а также индикатором существующего мышления и представлений в целом.
Также с этой точки зрения индикатором перемен в Армении может стать отношение к евразийскому пути – конкретное и предметное отношение. Если это отношение принципиально отличается от того подхода, которого придерживаются власти с 3 сентября 2013 года, то в нем, конечно, по меньшей мере содержатся важные политические сигналы. Если же их нет, то здесь борьба и конкуренция с властями происходит в рамках уже традиционной для Армении последних лет логики, то есть, убедить Россию, что смена власти или перемена в соотношении сил не окажет никакого влияния в вопросе степени силы воздействия России на Армению. Более того, приведет к еще большей легитимации этой силы.
Тогда как для Армении это является ключевой проблемой, потому что если не затрагивается вопрос изменения, снижения степени этой силы влияния, то в Армении не сможет поменяться не только власть, но и логика жизнедеятельности политической системы.
В Армении линия реальной политики проходит по этой плоскости, и если эта плоскость не прочерчивается в каком-либо формате, значит, не прочерчивается и реальная политика. Причем, здесь уже не на второй, а на третий и четвертый план вытесняется то, с каким запасом искренности или честности, честных порывов субъекты становятся участниками политического процесса, вовлекаются в него.
Судьба по крайней мере неправящего полюса в Армении раз и навсегда показала, куда именно ведет и этот путь, и проходящих этот путь субъектов, и само государство, а это уже – самая главная и самая опасная проблема.
Источник: 1in.am