Парламент Молдовы принял сразу в двух чтениях поправки в Кодекс о телевидении и радио, которые запрещают ретрансляцию новостей и аналитических программ из России. Поправки поддержал 61 депутат из 87 присутствующих в зале.
Представляя 7 декабря законопроект с парламентской трибуны, его автор, вице-председатель правящей Демократической партии Сергей Сырбу заявил, что «его цель — обеспечить информационную безопасности страны».
Сырбу сообщил, что с принятием этого закона в информационном теле- и радиопространстве Молдовы будет разрешена трансляция программ с аналитическим, военным и политическим содержанием только из стран ЕС, США, Канады, а также стран, которые ратифицировали европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Россия эту конвенцию не ратифицировала.
Депутат от оппозиционной Либерально-демократической партии Мария Чобану напомнила автору законопроекта, что на медиарынке Молдовы два гиганта: председатель Демпартии Влад Плахотнюк, а также президент Игорь Додон. Депутат подчеркнула, что телеканал Prime ретранслирует контент российского Первого канала. «Что мешало раньше Плахотнюку отказаться от трансляции канала?» — задала риторический вопрос Мария Чобану. Парламентарий также заметила, что правящая партия внесла проект закона в повестку дня на второй день после того, как следственный комитет России предъявил Плахотнюку обвинения в покушении на убийство.
Кроме этого, Мария Чобану спросила Сырбу, считает ли он внутреннюю пропаганду Молдовы менее токсичной, чем внешнюю. «Почему вы не предложили и поправки, чтобы бороться с внутренней пропагандой?» — заметила депутат. Сергей Сырбу, со своей стороны, отметил, что за внутренним контентом должен следить координационный совет по телерадиовещанию (КСТР).
Депутат от оппозиционной партии коммунистов Олег Рейдман в свою очередь отметил, что парламент рассматривает законопроект в день визита Влада Плахотнюка в США: «Кому в этом зале непонятно, что вынесение этого вопроса сегодня — это и есть сопровождение визита парламентской делегации в США?»
Помимо Плахотнюка в состав молдавской делегации вошли спикер Андриан Канду, а также глава Европейской народной партии Молдовы Юрий Лянкэ. Как сообщила пресс-служба ДПМ, молдавскую делегацию приняли сенатор Кристофер Кунс и члены палаты представителей от Техаса и Оклахомы Уилл Херд и Маркуин Муллин.
«Говоря о национальной безопасности, председатель ДПМ заявил, что Молдова стала целью гибридной войны России, она включает агрессивную пропаганду, неблагоприятные экономический условия и поддержку пророссийских политических сил в Молдове», — говорится в коммюнике Демпартии Молдовы.
В интервью агентству Reuters Влад Плахотнюк заявил, что руководство России заводит фиктивные уголовные дела против молдавских политиков. «Поведение России по отношению ко мне и моим коллегам — это явный шантаж и политическое преследование, которые тем не менее не изменят нашей приверженности европейскому курсу», — заявил Плахотнюк. Он считает, что после того, как парламент принял закон о запрете российских новостей, ситуация только ухудшится.
Как принятые парламентом поправки в Кодекс о телевидении и радио изменят ситуацию на внутреннем рынке Молдовы и что станет с внутренней пропагандой, в комментарии для RFI рассказал медиаменеджер, директор НПО «Общество развития и сотрудничества» (ADG) Дмитрий Цыра. Эксперт отметил, что пока телевизионный рынок Молдовы «работает в условиях нелояльной конкуренции, что не дает развиваться местному контенту».
Дмитрий Цыра: «На сегодняшний день у нас из примерно 16–17 телеканалов с более-менее национальным покрытием девять — ретрансляционные, то есть они основывают свое вещание на ретрансляции иностранных каналов. Семь из них транслируют контент из России, два телеканала — из Румынии. Остальные существующие каналы должны обеспечить закупку контента или его производство. Эти каналы, просто включая принимающий сигнал кабеля в эфирный пульт, выдавали ретранслируемый из-за рубежа эфир как местное вещание. Инвестиции с их стороны были очень маленькими, а стоимость румынского и российского контента — очень высокая, поэтому качество ретранслируемого контента существенно превышает качество молдавского телепродукта. С другой стороны, эти каналы, которые основываются на ретрансляции, участвуют в рекламном рынке Республики Молдова, а значит они продают намного больше рекламы и получают около 75–80% рекламных денег, которые идут не на развитие местного контента, а кому-то в карман. Остальные 20% денег уходят местным телеканалам, и за счет этих средств они борются за выживание».
Эксперт считает, что принятые парламентом поправки должны рассматриваться вкупе с недавними изменениями Кодекса о телевидении и радио, которые обязали местные телекомпании увеличить долю продукта собственного производства.
Дмитрий Цыра: «Эти два изменения приведут к тому, что ретрансляционные каналы должны будут тратить большую часть денег рекламного рынка на производство местного контента. Эти два закона приближают нас к общим правилам развития рынка и конкуренции на рынке. В информационном плане закон повлияет на ограничение тех информационных приоритетов, которые Россия до сих пор направляла на территорию Молдовы».
Все же Цыра считает, что в самой Молдове внутренней пропаганды меньше не станет. «Основная проблема медиарынка — это деньги, которых недостаточно для создания „телеканала эталона“, на который будут равняться другие вещатели», — считает эксперт.
Дмитрий Цыра: «К сожалению, за последние восемь лет в Республике Молдова прошло около десяти избирательных компаний, и я считаю, что в принципе местная пропаганда — это результат всех этих избирательных процессов, потому что (усилия) политических партий направлены на борьбу между собой и разрушение друг друга, и они слишком заняты этим, хотя, в принципе, они должны думать о стране и об обществе. Я думаю, на сегодняшний день невозможно приостановить или как-то воспрепятствовать местной пропаганде. Решением этой проблемы может быть только экономическое развитие и ситуация, при которой медиа станут настоящим бизнесом».
Дискуссии вокруг запрета вещания информационно-аналитических программ из России в Молдове активно ведутся последние несколько лет. В 2015 году парламент готовился рассмотреть соответствующие проекты закона, однако тогда с резкой критикой планов молдавских властей выступила представитель ОБСЕ по вопросам СМИ Дуня Миятович.
RFI