Ключевой вопрос любого вооруженного конфликта — пресечение военных действий. Об этом заявил бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ Владимир Казимиров на проходящем в Ереване заседании Лазаревского клуба.
Главная проблема нагорно-карабахского конфликта — судьба Нагорного Карабаха, все остальное производное от конфликта. Как отметил Казимиров, у конфликта две главные особенности. Он имел гораздо большую предысторию, чем другие конфликты на территории постсоветсткого пространства. Посол отметил спорное решение от 21 года о передаче Карабаха в состав Азербайджана, попытки пересмотра этого решения, и, когда началась перестройка, многие армяне сочли подходящим момент пересмотра структуры СССР по части НКАО.
Постепенно конфликт из политического перерос с военный. Война была обоюдно жестокой по последствиям. Владимир Казимиров напомнил, что с 91 г Россия и недолго Иран стали посредничать в урегулировании, попозже подключилась Минская группа. «Через полгода перемирию в Карабахе исполнится 25 лет», — констатировал посол.
Вторая особенность необычная конфигурация конфликта. Во всех других 2 стороны, а тут 3, поскольку НК зарекомендовал себя как сторону и участник. Радует, что посредники работают по НК наперекор другим разногласиям сравнительно слаженно, констатировал Казимиров.
По его словам, позиция официального Баку создает тупик. Они требуют главнее всего возвращения «оккупированных территорий» – от 5 до 7 районов. Баку не готов на уступки в обмен на освобождение территорий. Складывается впечатление, что Баку фактически становится сторонником неразрешенности конфликта. Отсутствие подвижек по-своему устраивает руководство Баку, позволяя напоказ демонстрировать патриотизм через инциденты и отказ от предложений сопредседателей. Попытки сопредседателей глохнут из-за позиции Баку. В отличие от этого, Армения шла на поиск компромиссов, но непременно исключая силовое решение.