В 2018 году Россия вспоминала 20-летие дефолта 1998 года. Слово дефолт прочно укрепилось в памяти как синоним жестокого финансового кризиса, в результате которого национальная валюта моментально обесценилась примерно вчетверо.
В настоящее время экономика России пребывает не в лучшем своем состоянии, но бытующее кое-где мнение, что она находиться в агонии — преждевременно.
При каких обстоятельствах в России может произойти дефолт?
Журнал ПрофиКоммент уже писал о прогнозах на 2018 год для курса доллара и экономики России. Чтобы понять, в каком месяце возможен дефолт и вообще есть ли вероятность этого события в наступившем году, необходимо учесть ряд важных критериев.
Чисто гипотетически дефолт в РФ в 2018 году возможен только если:
.Цена на нефть резко упадёт до уровня ниже 35 долларов за баррель (сорта Brent);
.Западные санкции введут полный запрет на проведение операций в долларах и евро;
.Новые санкции полностью заморозят активы и золотовалютные резервы РФ.
Одновременно эти три фактора способны привести к тому, что государство сможет пойти на ослабление национальной валюты – курс рубля в такой ситуации способен упасть. Что касается дефолта, то внешний долг России крайне мал и объявлять по нему отказ от выполнения не представляется серьезным.
К тому же одновременно падение цен на нефть и введение таких радикальных санкций против России если и возможно, то крайне мало вероятно. Пока администрация США намерена двигаться по пути хотя бы видимой нормализации отношений с Россией, а спрос на углеводородное топливо все время растет.
Российская экономика сегодня и 20 лет назад
Если разобраться с экономической ситуацией в России, то можно сделать один важный вывод – 20 лет назад ситуация в стране была куда более тяжелой. Тогда Правительство РФ стало заложником своих раздутых обязательств перед кредиторами и будучи не в состоянии их исполнить, автоматически объявило по ним дефолт.
В 2018 году Правительство изменило свою денежно-кредитную политику с точностью до наоборот:
.Уже несколько лет Центробанк ведёт расчистку банковского сектора;
.Государство не берёт на себя высоких кредитных обязательств;
.В России есть Фонд национального благосостояния (порядка 80-100 млрд долларов).
Да к тому же цена на нефть в начале 2018 года находится на весьма комфортном уровне.
Всё это вместе может свидетельствовать о низкой вероятности дефолта в России в 2018 году. Тем не менее, при кардинальных переменах в экономике страны вероятность девальвации рубля может повышаться.
В 1998 года, когда начался дефолт, и рубль рухнул, правительство вынуждено было уйти в отставку. Сегодня при власти находятся многие, кто в те времена руководил страной: тот самый Сергей Кириенко, Владимир Путин, практически все члены финансово-экономического блока. Не забыли, о тех временах и Эльвира Наибуллина с Антоном Силуановым. Тем временем в ожидании нового мирового кризиса пребывают специалисты Bank of New York: они помнят, как дефолт России двадцатилетней давности отразился и на иных крупных рынках. Но есть оптимистично настроенные эксперты, утверждающие, что нынешняя стагнация защитит страну от кризиса.
Джордж Сорос, трейдер США, в конце весны этого года сказал: европейская зона подвержена финансовому кризису. Сейчас там сильная экономия, нерешенные проблемы с мигрантами, «брексит». Глава МВФ Кристин Лагард перечисляет основные причины, по которым возможен дефолт:
.чрезмерно высокая долговая нагрузка государств и компаний — больше 163 триллион долларов, что составляет 220% ВВП в мире;
.отток средств, из-за которых страдают экономически развивающиеся страны;
.стремление некоторых государств сломать систему.
Экономика России не уязвимая сейчас, несмотря на введение Западом санкций, считает аналитик Олег Сафонов. Дефолт, по его мнению, не будет: страна имеет ресурсы, внешние долги реструктуризированы, энергоресурсы стоят дорого.
Дефолт в России в 1998 году стал пиком мирового финансового кризиса. Обвалы экономик азиатских стран докатились до России и обрушили экономику нашей страны. При этом, впрочем, стоит помнить, что и сама российская экономика была в тот момент очень слаба, поэтому обвалилась от толчка мирового кризиса больше, чем могла бы.
Аналитики говорят о том, что при многих сегодняшних проблемах с экономикой России, в некоторых ключевых деталях ситуация все же отличается.
Вот несколько базовых вещей, которые лежали в основе дефолта 1998 года и которые в России 2018 года выглядят иначе:
1) Дефицит бюджета в 1998 году и сегодня. Двадцать лет назад дефицит достигал восьми процентов бюджета. Именно на столько расходы превышали доходы. Изначально бюджет на 2018 год также был сверстан с небольшим дефицитом, но в течение года правительство пересмотрело некоторые его статьи и смогло вывести маленький, но профицит. В том числе по следующей причине в этом ряду.
2) Вторая причина — цена на нефть. Баррель нефти в 1998 году стоил меньше 15 долларов, сегодня нефть гораздо дороже — стабильно выше 75 долларов за “бочку”. Это помогает России пополнять казну доходами от экспорта сырья и удерживать экономику на плаву.
3) Объем внешнего долга — фактически именно невозможность расплатиться по долгам и называется дефолтом. В 1998 году госдолг России был равен примерно 150 процентам ВВП. Сегодня это вполне приемлемые 40%. Это удерживает экономику нашей страны от нового дефолта.
Говоря о долгах России на внешнем рынке, стоит оговориться. Действительно, формально наше государство должно кредиторам не так много. Но это формально. Есть еще большое количество государственных и квазигосударственных компаний, долг которых за рубежом в совокупности довольно велик. Что будет, если такие компании не смогут расплачиваться по обязательствам — отдельный вопрос.
Как бы то ни было, но повторения дефолта в России в 2018 или 2019 году ждать не стоит. Что не означает того, что в том или ином проявлении экономический кризис не ударит по нам, причем больно.
В 2018 году без всякого дефолта российский рубль уже дважды испытывал крупные проблемы. Его стоимость резко падала в апреле и августе, и рубль не застрахован от чего-то подобного в любой момент времени. В этом отношении укрепление экономики США и уход инвесторов из развивающихся экономик, включая российскую, действительно не может не тревожить.