86 лет назад 24 февраля родился гениальный музыкант современности Мишель Легран, сочетающий в своем творчестве классическую музыку с элементами джаза.
В дню рождения гениального композитора, пианиста и дирижера, аранжировщика и певца Мишеля Леграна, представляем несколько интересных фактов из его биографии.
Мишель Легран родился в 1932 году в Париже, куда, спасаясь от Геноцида армян в Турции, эмигрировали его родители. Отец Мишеля Раймонд Легран руководил оркестром одного из варьете. Мать Айкануш-Марсель Тер-Микаелян была пианисткой. В их доме часто бывали творческие люди: Эдит Пиаф и Морис Шевалье. На формирование таланта ребенка большое влияние оказал дед по материнской линии: он много знал народных мелодий, частенько напевал их, а маленький Мишель впитывал и сам пробовал воспроизводить.
«Я 10 лет жил со своим дедом по материнской линии, армянином по национальности, он ушел из жизни в 1942 году. Звали его Саркис Дер-Микаэлян. В 1915 году он бежал во Францию, спасаясь от Геноцида армян в Османской империи. Я помню, он играл на сазе, уде, пианино и показывал мне аккорды, чтобы я мог наигрывать потом армянские мелодии.
У деда был граммофон и много пластинок известного египетского певца Ома Калсума (Om Kalsoum), которого он обожал. Он всегда слушал музыку. Мой дядя же дирижировал одним оркестром в Аньере.
Мой дед был настоящим армянином: чрезмерно эмоциональным, страстным, щедрым. Я жил с мамой в его доме в Аньере 6 лет. Иногда по воскресеньям он брал меня с собой в армянскую церковь на улице Жана Гужона, где собирались местные армяне… Путешествуя по миру, я везде встречал армян, практически в каждом городе, и поэтому везде чувствовал себя, как бы в маленькой Армении. Я чувствую себя армянином. Несмотря на то, что я родился в Париже и моя жизнь, в основном, проходит в Европе, часть моего «Я» —армянская»,- рассказывал сам маэстро.
Когда ребенку было 3 года, его родители развелись, но это никак не отразилось на музыкальных способностях мальчика. В доме было пианино, которое манило мальчугана своими волшебными звуками. Вот так, с самого раннего детства самостоятельно познавал юный музыкант нотную грамоту. Путь Мишеля лежал в музыкальную школу.
В десять лет Леграна привели на прослушивание в Парижскую консерваторию, и Мишель с ходу поступил. В этих стенах он не только научился играть на многих инструментах: трубе, тромбоне, скрипке, виолончели, арфе – и увлекся джазовой музыкой, он делает первые пробы пера. В 1952-м Легран окончил вуз, получив первую премию по композиции. Однако полностью реализоваться в классической музыке он не желал – джаз стал частью самого музыканта.
В 20 лет Легран создает оркестр, где служит дирижером и руководителем, пишет песни, сотрудничает со знаменитым шансонье Морисом Шевалье, увидевшим в Легране, еще мальчишке, несомненный талант.
В начале 50-х гг. ХХ века Легран объединил в своем концерте разрозненные джазовые композиции Диззи, Гиллеспи, Майлса Дэвиса, Джона Колтрэйна, Стэна Гетца и Билла Эванса, сделав их творчество доступным для жителей Старого Света.
В середине 50-х гг. Легран пишет музыку для кино. Он автор музыки к комедии «Семь смертных грехов» (1962), драме «Ева» (1962), музыкальной мелодраме «Девушки из Рошфора» (1966) и других. Но особый успех принесли его «Шербурские зонтики» (1964). Примечателен тот факт, что все женские партии этой мелодрамы исполнила сестра композитора Женьева. За музыку к этому фильму Мишель Легран получил «Оскар».
Одновременно с работой над фильмами (а музыку он написал более чем к 200 картинам), он сотрудничает с певцами современной эстрады. Его хиты исполняли Эдит Пиаф, Морис Шевалье, Майлс Девис, поют Барбара Стрэйзанд, Лайзой Минелли, российские певцы.
В творческой копилке музыканта и съемки в кино. На его счету – 8 ролей. Дебют Леграна пришелся на 1952-й, когда он сыграл в фильме «Го последнее Рождество», а первую настоящую роль получил в драме «Клео от 5 до 7» (1962), сыграв пианиста Боба. Прекрасная музыка за кадром – творение Леграна.
Альбом Леграна «Le Jazz Grand», включавший себя джазовые композиции, вышел в 1978-м, а в 1991-м свет увидел «Dingo», принесший композитору премию «Гремми».
Жена Леграна Катрин – тоже музыкант, в оркестре Леграна она играет на арфе.
У Мишеля Леграна четверо детей. Два сына связали свою жизнь с эстрадой: одни пишет музыку, другой – исполняет. Дочери выбрали спорт: одна занимается конным, другая преподает на курсах по вождению авто.
Легран предпочитает вместо пассивного отдыха многообразие: он не только сочиняет музыку, играет на многих музыкальных инструментах, управляет оркестром, но и поет. Да и сам Мишель признается, что отдых чередуется приятными для него занятиями: несколько часов подряд может писать музыку для фильма, затем отдается песням, а вечером режиссирует этот спектакль снова.