Следующее заявление министра иностранных дел Азербайджана встало перед необходимостью специального наблюдения и анализа: “Я полностью уверен, что если Россия займется вопросом со всей серьезностью, статус-кво изменится, в регионе восстановится стабильность и будет обеспечен вывод армянских войск из оккупированных территорий Азербайджана”.
Это обвинение и протест со стороны официального Баку, адресованные Москве, со следующей простой логикой.
Дело в том, что РФ до сих пор не занимается серьезно обеспечением решения конфликта, и как страна-сопредседатель и как заинтересованная сторона, осуществляющая сверхпосредническую миссию.
В качестве последствия несерьезного отношения получается то, что статус-кво сохраняется по вине Москвы, то есть это означает, что из-за поведения, приписываемого Москве, Баку нарушает прекращение огня, осуществляет диверсионную операцию, развязывает внезапную апрельскую войну и подвергает артиллерийскому обстрелу безоружное население.
Попытаемся очертить общий контекст заявления Мамедьярова. Общие рамки заявления относятся к вопросу блогера Александра Лапшина, о котором сегодня говорил Лавров. Проблема, по мнению министра ИД Азербайджана, “рассматривается в правовой плоскости”. Он, по утверждению Мамедьярова, “незаконно нарушил государственную границу Азербайджана”, и с целью экстрадиции последнего Беларуси были представлены все соответствующие документы. Баку официально выдвигает требование экстрадиции российского блогера. Несмотря на то, что законность его задержания белорусскими правоохранительными органами очень сомнительна.
В то же время отметим, что это – не первый иностранец, посетивший Арцах: при подобных прецедентах они удостаивались статуса пополняющих черный список Баку. Сейчас требование задержания, задержание и требование начала процесса экстрадиции.
Баку старается устрожить статус посещающих Республику Арцах, подвергая уголовному преследованию тех, кто по азербайджанским представлениям незаконно пересекают государственную границу Азербайджана.
Поистине ответ официальной Москвы на азербайджанские притязания воспринимается как холодный душ. Российский министр иностранных дел заявил, что Москва не согласна с подходом криминализации посещения журналистом или частным лицом того или иного региона или той или иной территории. Более того, он сказал, что они против экстрадиции граждан РФ, арестованных в какой-либо стране, в третью страну.
Заявление Лаврова также предупреждает Минск не прибегать к экстрадиции. Баку осуществил плохой прецедент экстрадиции со сделками с третьей страной и обеспечил не процедуру экстрадиции или продолжения наказания убийце, а героизировал его.
Заявления Лаврова если с одной стороны предупреждают Минск не идти на подобный шаг, с другой стороны также косвенно обвиняют Баку в том, что он не создал механизмы контроля на линиях соприкосновения.
Заявление Мамедьярова можно воспринимать только в качестве ответной реакции на заявления Лаврова. Мамедьяров совершил важный шаг вперед, переместив проблему блогера, также обвинив в сохранении статус-кво Москву, в этом случае в смысле замораживания процесса разрешения конфликта.
Москва, с одной стороны, продолжает сближаться с Анкарой, с другой стороны передает Баку строгие послания, действующие как холодный душ. Не исключено, что Анкара попытается предотвратить развитие противоречий, заметных в заявлениях Москва-Баку. А по конкретному вопросу блогера, после этой открытой позиции Лаврова экстрадиция вряд ли будет реализована.
Шаан КАНДАХАРЯН
Главный редактор газеты «Аздак»
(Бейрут, Ливан)