“Ощущение такое, что новые власти Армении воспринимают Арцах как обузу и пытаются поскорее ее сбросить», заявил в интервью 24 июня второй президент Армении Роберт Кочарян.
Ощущение на деле такое, что Роберт Кочарян сам не верит в свое утверждение или таким образом устраивает себе «явку с повинной».
Занимавшийся Арцахской проблемой более 10 лет в должности президента Армении человек должен был знать, что «сдавать – не сдавать» в этом вопросе зависит не только от власти в Армении.
Это, скорее, к счастью, поскольку последние четверть века в Армении была власть, которая теоретически соглашалась сдать Арцах. В том числе Роберт Кочарян. Не известно, о чем он вел переговоры в Ки-Уэсте, но доподлинно известно, что в последний год своего президентства он принял Мадридские принципы как основу для переговоров.
Что представляют из себя эти принципы, обществу стало известно позже, во всей их срамной «красе».
Мог ли завершавший 10-летний цикл Кочарян отклонить в ноябре 2007 года мадридские принципы, сославшись на то, что он – уходящий президент, и не хотел бы оставлять тяжелое наследство будущему президенту?
Правда, не ясно было, кто его заменит – Серж Саркисян или Левон Тер-Петросян, хотя оба теоретически были не «крепче» Кочаряна. Но надо зафиксировать, что Роберт Кочарян счел нормальными мадридские принципы, где вопрос статуса был отложен на неопределенное время, а вот вопрос территориальных уступок и миротворцев стоял более определенно.
Раз Кочарян одобрил мадридские принципы, значит, до этого он не вел переговоры по более выгодным предложениям, иначе он не стал бы соглашаться с мадридскими принципами.
Странно также, что заявления о «сбросе» Арцаха звучат после Бархатной революции из уст прежней власти. Хотя новая власть не раз направляла другие сигналы.
К примеру, 27 февраля 2019 года на южной границе Арцаха глава СНБ Армении в присутствии военно-политического руководства Арцаха заявил, что территориальных уступок не будет, и эти территории будут заселены.
А в бытность Роберта Кочаряна президентом его министр обороны Серж Саркисян заявил, что Агдам – не наша родина, и территории были освобождены, чтобы использовать их как аргумент в переговорах.
Роберт Кочарян не стал перечить своему министру обороны, хотя до этого Кочарян попытался оправдать слова своего министра иностранных дел об «оккупированных территориях» ссылкой на то, что на туалете в аэропорту было написано «оккупировано», значит, «занято».
И вновь вернемся к тому, что «сбрасывать» и «сдавать» – прерогатива не властей Армении, а ее народа. Просто политика прежних лет взрастила за эти годы право Азербайджана на войну, что взорвалось в апреле 2016 года.
Тревога Кочаряна, возможно, к месту, поскольку тем самым он повышает иммунитет новой власти Армении, ее сопротивляемость. Но остается впечатление, что он пытается воздействовать на психику арцахцев: словно, играя на деликатных струнах, желает подготовить почву для избрания кого-то президентом.
Иначе он давно заявил бы, что никому не под силу «сбросить» Арцах – ни либералам, ни другим.
Акоп БАДАЛЯН, Обозреватель «ЛРАГИР»