«Одним из условий (Пашиняна) является то, чтобы Азербайджан вел переговоры с сепаратистской «Нагорно-карабахской республикой». Это невозможно. Такую «республику» никто не признает. Если у Армении хватит смелости, пусть признает «Нагорно-Карабахскую республику». Я говорю. Власти Армении, признайте ее. Признайте сегодня, если не признаете, значит боитесь», заявил на днях президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Зачем Алиеву срочно понадобилось, чтобы Армения признала Арцах? Можно ли утверждать, что нынешняя последовательная политика армянской стороны никак не устраивает Алиева? Он пытался «перевернуть шахматную доску», спровоцировав обострение в Тавуше, чтобы вовлечь в конфликт Турцию и ОДКБ, но Армения оказалась крепким орешком. Теперь Алиев пытается спровоцировать «неосторожный» шаг со стороны Еревана, чтобы выйти из туннеля, в который сам себя загнал.
Армянская сторона последовательно доказывает, что военные провокации и шантаж обернутся против Азербайджана. Кроме того, Армения упорно требует, чтобы Азербайджан высказался по двум основным вопросам – статусу Арцаха и размещению международных механизмов безопасности.
Глава МИД Армении Зограб Мнацаканян в интервью телеканалу “Шант” четко заявил, что Азербайджану в ходе переговоров придется высказаться о самом главном. «Не будет когда-либо уступок, не будет когда-либо несбалансированного решения. И именно с этой точки зрения, когда мы говорили, мы выражали позицию двумя очень простыми словами – статус и безопасность. Так как статус относится к признанию права на самоопределение Арцаха, это реализация свободного волеизявления, имеющего правовую силу, без ограничений. Они относятся к такой системе безопасности, которая не нарушает, не создает рисков для всеобъемлющей безопасности Арцаха, единственным гарантом которой сегодня продолжает оставаться Армения», сказал Мнацаканян.
Баку не желает говорить о статусе Арцаха, а этот вопрос является одним из трех принципов урегулирования предлагаемых «тройкой» США-Франция-Россия. Если Баку не говорит о статусе Арцаха, то все остальное уже не важно.
“Вторым важным направлением для армянской стороны было формирование атмосферы, которая может привести к прогрессу в переговорах. Это касалось как снижения рисков эскалации, так и содействия установлению мира. А риторика Баку не способствует формированию этой атмосферы. Эта риторика не работает”, – подчеркнул министр. Ранее официальный Ереван заявил о необходимости внедрения международных механизмов сдерживания.
Алиев не может в нынешней шаткой ситуации говорить о статусе Арцаха и о междунродных механизмах, его сразу же сметут, как смели его нескольких предшественников. Поэтому Алиев пытается «перевернуть шахматную доску».
Если Азербайджан использует Армению и Карабах, чтобы создать образ врага для решения внутриполитических вопросов, то это – не выход из ситуации, поскольку проблемы будут только усугубляться, заявил Зограб Мнацаканян.
Нервозность Алиева говорит о том, что он не видит света в конце туннеля. Выбор у него небольшой – либо согласиться с условиями армянской стороны, рискуя быть свергнутым, либо обманывать свое общество еще какое-то время, выступая с непримиримых позиций. Но у этой позиции небольшой срок.
Наира АЙРУМЯН, Обозреватель «ЛРАГИР»